В “застойную” эпоху наша страна представляла из себя большой “инкубатор” – люди по внешнему виду мало чем отличались друг от друга (разве что по признаку пола). Ассортимент магазинов одежды был до безобразия скудным, безвкусным и малопривлекательным (зато отечественным). Если, за неимением лучшего, рискнешь приобрести какое-нибудь платье, то аналогичную модель раз сорок на дню увидишь на своих соотечественницах. Сильному полу приходилось и того хуже – о разнообразии мужских костюмов речь не велась вообще. Здесь ассортимент ограничивался просто “костюмом мужским”. Вот уж воистину мы чувствовали себя “единой общностью – советским народом”. И косились на тех, у кого был хоть какой-то доступ к импортным “шмоткам”…
В конце прошлой недели в Минэкономпроме РТ президент Российской ассоциации производителей одежды Виктор Пантелеев встретился с руководителями предприятий легкой промышленности Татарстана, чтобы в очередной раз констатировать: отрасль находится на грани вымирания. В советский период до 85 процентов рынка страны было занято отечественными товарами, сегодня этот показатель не дотягивает и до десяти. Раньше доля легкой промышленности в доходной части федерального бюджета превышала 20 процентов, в настоящее время – составляет лишь 1,5 процента. В общем, во всем виновата экспансия в Россию иностранной продукции, причем далеко не лучшего качества, уверен В.Пантелеев. По его мнению, с конца 2001 года к уничтожению легкой и текстильной промышленности страны основательно приступили определенные структуры, в том числе и мафиозные. В итоге в Москве текстильная отрасль практически перестала существовать: закрываются фабрики, дома мод, а их площади сдаются под офисы коммерческим структурам.
По словам заместителя министра экономики и промышленности РТ Сергея Мухина, в Татарстане ситуация в данной сфере не столь плачевна, по крайней мере значительно лучше, чем в других регионах Поволжья. В 2001-2002 годах в легкой промышленности даже отмечался рост производства, чему способствовало освобождение предприятий отрасли от уплаты налогов в республиканский и местные бюджеты. С вводом нового Налогового кодекса РФ республика уже не вправе оказывать подобную помощь. Как следствие, в прошлом году объем производства упал по сравнению с 2001 годом на 9,2 процента. Существенно выросли кредиторская и дебиторская задолженности. Да и среднемесячная зарплата в этой сфере оставляет желать лучшего – в минувшем году она составила всего 2406 рублей, или 48,5 процента от уровня среднемесячной заработной платы в промышленности республики.
В общем, стороны сошлись на том, что отрасль надо спасать. В принципе, промышленники уже пошли в “контрнаступление”: в декабре прошлого года состоялся первый всероссийский форум по легкой и текстильной промышленности, а на прошлой неделе в Йошкар-Оле – заседание соответствующих комитетов Торгово-промышленной палаты России и Ассоциации “Большая Волга”. От участников мероприятий поступило множество различных предложений по реанимации отрасли. Самые важные из предложенных мер в форме резолюции отправлены в адрес федерального Правительства. И Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов откликнулся на полученный документ, пообещав в апреле провести заседание Правительства, на котором будет рассмотрен вопрос о мерах по развитию легкой и текстильной промышленности страны.
Виктор Пантелеев (в прошлом – заместитель министра легкой промышленности России) считает: нужно хотя бы 50 процентов российского рынка заполнить отечественной продукцией и добиться сокращения объема импортного товара. А для этого, к примеру, ввести ограничение “челночной” торговли и квотирование ввоза в страну обуви, колготок, трикотажных изделий, запретить ввоз в Российскую Федерацию одежды “сэконд-хэнд”, предоставить предприятиям отрасли налоговые льготы и так далее.
Конечно, все мы ратуем за отечественного товаропроизводителя. Но потребителю еще и хочется, чтобы “костюмчик сидел”. Если белорусский трикотаж пользовался популярностью у советских модниц, так и сегодня на нем “челноки” делают деньги. Вот, к сожалению, о казанском трикотаже не знают даже жительницы Казани, хотя в городе есть предприятие с аналогичным названием. А недавно меня угораздило купить отечественные колготки, так я их использовала по назначению – для хранения лука…