Негативные тенденции усиливаются

В последние три года в Татарстане происходит снижение темпов роста промышленного производства, констатировал заместитель министра экономики и промышленности республики Сергей Мухин на прошедшем в Кабмине РТ брифинге.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

В последние три года в Татарстане происходит снижение темпов роста промышленного производства, констатировал заместитель министра экономики и промышленности республики Сергей Мухин на прошедшем в Кабмине РТ брифинге. Если по итогам 2000 года уровень промышленного производства составил 113,5 процента по сравнению с предыдущим годом, по итогам 2001-го – 107,4, то за 2002 год этот показатель снизился до 100,8 процента. Впервые за последние четыре года наблюдается спад в машиностроении, где объем производства не дотягивает до ста процентов.


Заместитель министра назвал несколько причин негативной тенденции. К примеру, он отметил бездеятельность маркетинговых служб татарстанских предприятий, которая привела к затовариванию готовой продукции на складах. Лишь отдельные организации на полную мощь использовали межправительственные соглашения для сбыта своей продукции. Республика заключила с регионами России 63 соглашения, тем не менее директорат не спешит развивать деловое сотрудничество с потенциальными партнерами. Разве что КамАЗ преуспел в этом деле, тесно контактируя с башкирским НефАЗом.


В качестве макроэкономической причины С.Мухин назвал общую стагнацию мировой экономики, что привело к кризисным явлениям в мировых ценах. В первую очередь это сказалось на топливной, химической и нефтехимической промышленности. И не могло не отразиться на общих показателях, поскольку удельный вес данных отраслей в экономике республики составляет 53 процента.


Присутствующие на брифинге чиновники от Минэкономпрома посетовали и на новый Налоговый кодекс РФ, лишивший предприятия инвестиционного источника – налоговых послаблений в отношении части прибыли, которую организации могли оставить у себя в целях технического перевооружения. Поэтому в прошедшем году резко замедлилось обновление основных фондов.


И, конечно же, процессы глобализации в экономике страны (в части создания вертикально интегрированных структур и финансово-промышленной интеграции в ряде российских компаний) ужесточают конкуренцию внутри республики.


В результате вышеперечисленных факторов рентабельность татарстанских предприятий снизилась. И задолженность по заработной плате в промышленности не сократилась – это около 250 млн. рублей по состоянию на 1 февраля нынешнего года. Чтобы как-то выправить ситуацию, необходимо проанализировать финансово-экономическое положение каждого предприятия, определить конкретные причины отставания от намеченных планов. И провести полную инвентаризацию существующей структуры управления, считает С.Мухин. По его словам, “мозговой штурм” уже начался.


Мировая практика показывает, что при нормальной рыночной экономике ежегодно 10-15 процентов промышленных предприятий становятся банкротами. То есть выживает сильнейший. Похоже, эта тенденция набирает силу и в Татарстане. В течение прошлого года из 3860 подведомственных организаций прекратили свою деятельность 245.


Однако руководство республики делает ставку не столько на банкротство недееспособных предприятий, сколько на поддержку организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. В конце января текущего года Кабинетом Министров РТ принято постановление о мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности предприятий РТ, которым предусматривается развитие в республике механизма эмиссии корпоративных облигаций под конкретные инвестиционные проекты. Документом утвержден порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета путем выпуска облигационных займов.


Понятно, что целью рождения данного постановления является и активизация рынка ценных бумаг. Когда предприятие берет кредит в коммерческом банке, аккумулирующем у себя временно свободные деньги населения, кредитная организация выступает в качестве посредника, за что берет немалые проценты. Когда предприятие выпускает облигационный заем, оно самостоятельно привлекает средства, имеющиеся на рынке, – посредник уже не нужен.


Кстати, сумма займа должна быть не меньше трех миллионов долларов – это одно из основных условий предоставления субсидий. Далее механизм таков. Дирекция предприятия направляет в Минэкономпром бизнес-план, решение о выпуске ценных бумаг, зарегистрированное в соответствующем органе. Потом министерство делает выводы о соответствии данного инвестиционного проекта приоритетам развития экономики республики. Свое заключение Минэкономпром передает в Республиканскую межведомственную комиссию по структурно-инвестиционной политике. Проект проходит через Кабинет Министров. И если Кабмин дает “добро”, Минфин вместе с предприятием-эмитентом рассчитывает размер субсидий.


Бюджет компенсирует не более половины ставки рефинансирования Центробанка. Ответственные работники Кабмина утверждают, что подобный опыт компенсации купонных выплат имеет только Москва, где по такой схеме получили поддержку 8 организаций. Татарстан в этом деле стал вторым в Российской Федерации.


Пока желание поработать в данном направлении высказали руководители немногих предприятий – Завода микролитражных автомобилей, “Кварта” и “Сантехприбора”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще