1. Десятилетие, изменившее нас

Более десяти лет назад наша газета (тогда она называлась “Советская Татария”) уже проводила дискуссию по поводу строительства атомной станции в Камских Полянах.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Более десяти лет назад наша газета (тогда она называлась “Советская Татария”) уже проводила дискуссию по поводу строительства атомной станции в Камских Полянах. Точку в обсуждении этой проблемы поставил Верховный Совет республики, приняв постановление о запрете строительства Татарской АЭС. Депутаты руководствовались выводами геологов и экологов, которые утверждали, что АЭС нельзя строить на площадке, где проходит так называемый разлом, где сейсмичность достигает 6-7 баллов, где не все понятно с уровнем подземных вод и так далее. Более того, были свежи воспоминания о Чернобыльской катастрофе, и население крайне негативно относилось к атомной энергетике. Нельзя было сбрасывать со счетов и указ тогдашнего президента России Бориса Ельцина, запрещающий строительство АЭС на территории России…


История имеет обыкновение повторяться. Точка, поставленная депутатами в этом вопросе, уже на ближайшей сессии парламента может превратиться в запятую или многоточие… На повестку дня очередного заседания Госсовета вынесен вопрос о снятии запрета на строительство АЭС в Камских Полянах. В конце прошлого года жители поселка обратились в Правительство с просьбой провести дополнительные исследования площадки, выбранной для строительства станции. Почему же через десять лет возникло недоверие к исследованиям ученых? Как объяснили в Минэкономпроме республики, изменилось отношение людей к атомной энергетике, изменились требования МАГАТЭ к строительству и эксплуатации подобных объектов в сторону ужесточения и защиты экологии и населения, изменилась наука (как геология, так и ядерная физика). Появились новые, более надежные приборы и реакторы. Словом, за десять лет изменился мир, изменилась страна, изменилась экономика, изменились и мы сами.


Наивно полагать, что причиной возрождения разговоров об АЭС стало обращение камполянцев. Этот крик души жителей поселка, измученных безработицей, безденежьем и безысходностью существования, – лишь повод, так вовремя появившийся у Правительства, чтобы во второй раз поднять вопрос о строительстве атомной станции. (Официальные представители Кабинета Министров постоянно повторяют журналистам, что речь не идет о возрождении строительства. Правительство просит лишь разрешения на проведение дополнительных исследований в этом районе, чтобы раз и навсегда выяснить, что же происходит в недрах площадки, где планировалось возвести АЭС, где уже закопана в землю не одна сотня миллионов долларов. Но исследования-то нужны не сами по себе, не ради любопытства… Их конечная цель – все-таки строительство (или нестроительство) энергетического объекта. Поэтому стоит ли заниматься словесной эквилибристикой? Давайте называть вещи своими именами).


Так вот, если бы не было официального обращения жителей Камских Полян, его, наверное, следовало бы придумать или… инициировать. Потому что Правительство РТ, одновременно глядя на 10 лет вперед и на 10 лет назад, полагает, что Татарстан медленно, но верно приближается к энергетическому тупику. У нас устаревшие (и физически, и морально) энергетические мощности, которые работают в основном на газе. Газ будет постоянно расти в цене, газ перестанет рассматриваться как топливо, становясь качественным и дорогим сырьем для дальнейшего передела в химии и нефтехимии. Если сейчас ничего не предпринимать, то энергосистема Татарстана, по расчетам специалистов, просто обречена на максимально высокие тарифы и дефицит топлива. В этой ситуации экономика республики не выдержит конкуренции со стороны соседних регионов, не говоря уже о внешнем рынке. Можно, конечно, покупать дешевую электроэнергию на ФОРЭМе, но тогда следует поставить большой и жирный крест на “Татэнерго”, которое лишится большей части своих потребителей (если, конечно, не будут приняты внутриреспубликанские административные меры, запрещающие предприятиям смотреть в сторону свободного рынка электроэнергии).


Есть еще один немаловажный фактор. Наши соседи (Башкортостан, Ульяновская и Саратовская области), как будто сговорившись, бросились в объятия “Росэнергоатома”, завалили его заявками на строительство как новых АЭС, так и новых энергоблоков на уже действующих станциях (Балаково). То ли так вышло случайно, то ли сам “Росэнергоатом” создал конкуренцию между друзьями-соседями за право построить АЭС на своей территории, но почему-то многие регионы Поволжья враз стали думать об укрощения мирного атома. Башкортостан уже снял запрет на строительство Башкирской АЭС, площадка которой находится недалеко от границ Татарстана. Но Президент Башкортостана Муртаза Рахимов не может решить этот вопрос с “Росэнергоатомом” самостоятельно, без согласования с Татарстаном и Удмуртией. Дело в том, что в 30-километровую зону вокруг Башкирской АЭС входит территория этих двух республик, а следовательно, по закону необходимо согласие их законодательной власти. Не знаю, как поведет себя Удмуртия, но Татарстан такое согласие может и не дать. Прежде всего потому, что Правительство РТ озабочено аналогичной проблемой, мы сами пока не решили, будем ли строить собственную АЭС (зачем два опасных объекта на одной территории?). Кроме того, Башкирская станция – это прямая угроза светлому будущему “Татэнерго”. Зачем нашей энергетической компании конкурентный источник энергии на границе с республикой? При возможной существенной разнице в тарифах потребители юго-востока (в первую очередь “Татнефть”) могут переметнуться к соседям…


Активные шаги по дальнейшему развитию атомной энергетики предпринимает и губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков. Он уже подписал с “Росэнергоатомом” меморандум о намерениях строительства второй очереди Балаковской АЭС. После пуска пятого и шестого энергоблоков станция станет крупнейшей в России. Более того, Аяцков добивается и строительства новой Саратовской АЭС. Таким образом, область может стать крупнейшим экспортером электроэнергии как на российский рынок, так и за рубеж. Татарстану в этой ситуации придется играть только в наилегчайшем весе. Очевидно, Правительство РТ с таким положением на экономическом ринге не согласно. Отсюда – поиск новых источников дополнительной и недорогой электроэнергии.


Решить эту проблему по-крупному можно лишь двумя способами. Первый – строить новые эффективные станции или реконструировать действующие. Причем исключительно за счет собственных средств, учитывая самостоятельность и замкнутость энергосистемы республики. Можно привлечь инвестиции, но, наверное, лишь чисто теоретически, поскольку за минувшие годы это сделать не удалось. Второй вариант – строительство атомной станции, причем за счет федеральных денег. Тут-то и всплыла на горизонте недостроенная Татарская атомная станция в Камских Полянах, тут-то и появилось письмо жителей поселка. Понятно, у каждого варианта есть свои плюсы и минусы, но судя по действиям нашего Правительства, второй вариант ему нравится больше.


Попробуем разобраться, почему. Во-первых, специалисты утверждают, что атомная энергетика позволяет удерживать сравнительно низкие тарифы. И “Росэнергоатом”, рекламируя станции, постоянно делает упор именно на это преимущество. Во-вторых, строительство ведется исключительно за счет федеральных денег, и Татарстану не придется напрягать местный бюджет. В-третьих, появится работа для геологов, проектировщиков, строителей и энергетиков. В-четвертых, оживут Камские Поляны, ведь десять процентов всех капитальных вложений по проекту направляется на развитие социальной сферы. Ну, и наконец, дополнительные мощные финансовые потоки, привлеченные в республику, несут и другие возможности…


Но на пути всех этих “плюсов” стоят две преграды. Прежде всего, необходимо преодолеть вето парламента на строительство атомной станции в Камских Полянах. Наверное, сделать это будет не так трудно, учитывая, что наш Госсовет практически всегда поддерживает Правительство. Второй барьер – это наука. Смогут ли наши ученые объективно разобраться в геологических и сейсмических тонкостях глубинных недр площадки АЭС? Как они поведут себя при разговоре с Правительством – как верные поклонники истины или как претенденты на очередной подряд работ? И кто сегодня реально может провести такую экспертизу и исследования? Если поручить эти работы местным ученым (а они высоко котируются в научном мире), то как преодолеть сомнения общественности в том, что они сделали свои выводы не под давлением Правительства? Если независимым специалистам, то неизбежны опасения в халтуре (ведь первоначальные исследования площадки проводили ученые Украины и Армении, которые и просмотрели или не захотели увидеть разлом).


Для преодоления первого барьера (вето парламента) в минувший вторник в Балаково, на местную АЭС, отправилась делегация республики во главе с вице-премьером – министром экономики и промышленности РТ Алексеем Пахомовым. Цель поездки – осмотреть станцию, поговорить с людьми, оценить преимущества объекта, снять опасения (если это возможно). Вторая проблема обсуждалась на следующий день: за “круглым столом” в министерстве собрались геологи, которые высказались по сути предстоящих исследований площадки. Об этих двух событиях мы расскажем в следующих материалах серии “Тат-АЭС: быть или не быть?” Свой вклад в обсуждение этого вопроса могут внести все желающие. Газета открыта для разных мнений – как “за” АЭС, так и “против”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще