Накануне Нового года Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат получил сертификат соответствия, удостоверяющий, что система качества на народном предприятии отвечает требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001. На любом другом предприятии вручение такого документа стало бы событием, на КБК церемония прошла буднично. Хотя и звучали речи, подчеркивающие торжественность момента, но больше – уникальность опыта комбината. Его генерального директора Сергея Титова руководитель Татарстанского центра стандартизации, метрологии и сертификации Виктор Гогин сравнил даже с Дэн Сяопином: ничего не развалил и, тем не менее, вписался в рыночные условия.
Меня же подмывало спросить, почему челнинские бумажники так долго медлили с сертификацией у себя менеджмента качества? Директора многих предприятий (отнюдь не флагманов экономики!) еще несколько лет назад поспешили украсить свои кабинеты вставленным в рамочку документом, подтверждающим их приверженность всему новому и передовому. А на КБК только минувшей осенью позаботились заключить договор с органом по сертификации систем качества.
Задавая вопросы С.Титову, я уже заранее догадывался, что ответы Сергея Павловича будут неожиданными, а для тех, кто привык следовать моде во всем – в одежде, в политике, в теории экономики, возможно, даже неприемлемыми.
– В СССР, – начал он, – не все было плохо. Например, проблеме стандартизации в промышленности уделялось больше внимания, чем на Западе, где до сих пор гайки и болты используются то с правой, то с левой резьбой; в одних странах принята метрическая система мер, в других делают вычисления в дюймах. Мы же всегда работали по ГОСТам и разрабатываемым на их основе техническим условиям. Проводилась аттестация рабочих мест, утверждались должностные инструкции. Обязательным элементом системы управления предприятием были технологические регламенты, регулировавшие взаимоотношения между службами. Я сам их первый раз составлял еще три с лишним десятка лет назад, будучи главным инженером Кондопожского ЦБК в Карелии.
Конечно, на свете нет ничего идеального. Когда в 70-е годы в стране последовательно внедрялись львовская, саратовская комплексные системы управления качеством продукции, производственники подчас страдали от излишнего бумаготворчества. Совершенствовать было что. Но система существовала. Пока ее не разрушили за последнее десятилетие. Однако у себя на предприятии мы этого делать не стали. И теперь нам нет необходимости повторять зады зарубежного опыта, что признали работники Госкомстандарта. Система качества у нас была и до ее сертификации, требовалось лишь внести небольшие коррективы.
Слова С.Титова подтверждают сжатые сроки переоформления стандартов предприятия согласно международным правилам.
– Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат, – отметил начальник отдела Татарстанского центра стандартизации, метрологии и сертификации Геннадий Сидоров, – первое предприятие, которому мы не сделали ни одного официального замечания. И на выданном ему сертификате я расписался твердой рукой и с чистой совестью.
Интересно было узнать, что же подвигло руководство КБК существовавшую де-факто систему качества оформить де-юре.
– В 2001 году екатеринбургская парфюмерная фабрика “Калина”, которой мы поставляем упаковку, – рассказала начальник ОТК комбината Людмила Кашина, – прислала своих аудиторов, чтобы удостовериться: все ли у нас делается правильно в смысле качества? Увиденным они остались довольны. Но в минувшем году подобные запросы от потребителей посыпались как из рога изобилия. И руководство предприятия для уменьшения объема переписки с партнерами приняло решение получить сертификат соответствия стандартам ИСО-9001.
Пример более чем красноречивый. На КБК ничего не делается ради соблюдения пустых формальностей или в погоне за модой. Но если заказчик попросит, то меры принимаются незамедлительно. Хотя его прежде всего должно волновать качество не на бумаге, а в действительности.
Когда на комбинате пустили три новые линии по производству гофрированных ящиков, одновременно продолжая изготавливать их на старом оборудовании, потребители мгновенно почувствовали разницу. И прямо в заявке указывали: отгрузите нам, пожалуйста, продукцию с нового агрегата. О качестве упаковки в первую очередь судят по внешнему виду, а он изменился сразу. Как мне объяснила Людмила Маратовна, от правильной геометрии ящика на 50 процентов зависят и его физико-механические характеристики – способность выдерживать большую нагрузку, укладываться в высокий штабель.
Словом, рынок – главный контролер и эксперт. А получение разных сертификатов – это лишняя трата денег, – полушутя – полусерьезно обронил директор С.Титов.
Понять его можно: нынешнее налогообложение прибыли не дает преимущества предприятиям, думающим о завтрашнем дне. Чтобы заниматься обновлением основных фондов, а без этого о повышении качества продукции надо забыть, приходится экономить каждую копейку. А орган по сертификации бесплатно услуги не оказывает…
– Вообще-то выпускать качественную продукцию стало проще, чем при плановой экономике, – признает Сергей Павлович. Почему? Мы теперь сами решаем, когда и какую проводить модернизацию оборудования, а то и вовсе срубаем морально устаревшую линию и заменяем новой. Запустили одну гофромашину, сейчас перечисляем деньги инофирме за вторую такую же – ни много ни мало шесть миллионов долларов США. В апреле – мае 2003 года рассчитываем приступить к монтажу. На картонной фабрике масса усовершенствований. За четыре года вложили в ее переоснащение 15 млн. рублей. (Всего на комбинате три фабрики – бумажная, картонная и по производству гофротары.)
Несколько лет назад наш Президент М.Ш.Шаймиев меня спросил: “Чем республика может помочь?” Я ответил: “Не надо ничем помогать, главное, чтобы чиновники не мешали”.
– А кто на комбинате обычно выступает инициатором технической реконструкции производства?
– По-разному случается. Например, минувшим летом наш главный механик Виктор Афанасьевич Кузнецов, механик цеха переработки Александр Николаевич Калмыков вместе с главным энергетиком комбината Николаем Анатольевичем Филипповым и группой станочников сконструировали и изготовили оборудование, поднявшее на бумажной фабрике производительность труда.
А на картонной фабрике нас не устраивала сортировка бумажной массы. С пуском нового гофроагрегата она оказалась узким звеном в технологической цепочке. Стали ездить по свету, искать подходящее ноу-хау. Нашли. Сейчас у нас лучшая в отрасли система сортировки макулатуры.
– Какое из двух слагаемых качества, на ваш взгляд, следует поставить на первое место – высокие технологии или квалифицированные кадры?
– Трудно ответить однозначно. Конечно, люди, их творческий потенциал всегда будут в цене. Но надо иметь в виду, что современное оборудование компьютеризировано, имеет “защиту от дураков”, и значение субъективного фактора на производстве снижается. Однако КБК – народное предприятие, и участие коллектива в управлении – одно из наших преимуществ перед конкурентами. Процентов на 70 иждивенческая психология у нас изжита, большинство чувствует себя на производстве хозяевами, а персональную ответственность за конечный результат в работе несут все, какую бы должность они ни занимали.
– На кого из конкурентов вы посматриваете с опаской?
– Таковых в стране просто нет. Архангельский комбинат проявляет амбиции: мол, у него сырье практически в неограниченном количестве! А производит продукции меньше нашего. Вполне выдерживаем мы сравнение и с иностранным предприятием в Балабанове под Калугой, где заправляют финны со шведами.
– Как известно, успех на рынке товаропроизводителю обеспечивает оптимальное соотношение цены и качества…
– Увеличивая объемы своей продукции, снижаем ее себестоимость. Гофротары, например, в прошедшем году выпустили на 10,6 процента больше, чем в 2001 году. И такие темпы роста поддерживаем уже на протяжении ряда лет. По сравнению с 1990 годом комбинат более чем в 2,5 раза увеличил объемы производства. Поэтому я и ставлю, к сожалению, пока безуспешно, перед правительствами республики и страны вопрос о том, что статистическую отчетность надо “привязывать” к планке, которая была достигнута предприятиями и отраслями до начала реформ. Сравнения с предыдущим годом из-за глубокого спада производства вводят лишь в заблуждение.
В Челнах есть предприятие, которое в 1990 году выпустило в стоимостном выражении продукции на 25 процентов больше, чем КБК, а по итогам 10 месяцев 2002 года – в 24 раза (!) меньше нашего. Без малого полторы тысячи человек создают такую же стоимость, как 60 работников офсетного цеха комбината. Промышленными предприятиями должны руководить специалисты, а не бывшие партийно-советские работники и агрономы с ветврачами.
– Но теория утверждает: профессиональному менеджеру все равно, чем управлять – колбасной фабрикой или металлургическим заводом.
– Так то в теории, а на практике надо знать, чего ты хочешь, каковы тенденции в развитии отрасли, чтобы не ошибиться в инвестиционной политике. Некоторые мои коллеги из-за некомпетентности оборудование, аналогичное тому, что приобрел наш комбинат, покупают за границей в 2,5 раза дороже.
– Сергей Павлович, а как вы относитесь к перспективе вступления России в ВТО?
– Страна к этому не готова и не скоро будет готова. Только на нефти и газе она не проживет. Конечно, КБК – вполне современное предприятие и вроде бы ему бояться нечего. Но если обанкротятся потребители тары, куда мы будем ее девать?
Что меня еще беспокоит. Минэкономики РФ объявило о четырехпроцентном росте внутреннего валового продукта в стране в 2002 году. Но мы его на себе не почувствовали. Рынок упаковки – а это зеркало экономики! – в объеме не увеличивается. Комбинат развивается за счет того, что теснит конкурентов, продвигает свой товар в страны СНГ, в частности, Казахстан. Слава богу, налоговая инспекция больше не задерживает возврат НДС при экспорте продукции. Однако устойчивое положение предприятия в первую очередь зависит от состояния внутреннего рынка. Причем реального, а не его виртуального образа, созданного на основе статистических данных.
Беседовал