В последние годы власти России все чаще вспоминают, что есть такое понятие, как локомотивные отрасли. И могут даже назвать, какие из них должны быть приоритетными для России. Это те отрасли, которые выполняют функции главного двигателя экономики страны и способствуют ее выходу из кризиса. Обычно насчитывается несколько таких отраслей. Им создается режим наибольшего благоприятствования: вводятся существенные налоговые льготы, оказывается государственная поддержка для их скорейшего развития.
Во властных структурах это прекрасно понимают, однако не торопятся что-либо предпринимать. Сегодня нет даже перечня локомотивных отраслей, не говоря уже о программе их инвестирования. Это – одна из причин существенного отставания России от развитых стран даже в тех отраслях, где заранее можно было рассчитывать на высокие прибыли.
Взять, к примеру, российское гражданское самолетостроение. Десять лет назад я встречался с ректором Казанского авиационного института, который сообщил мне, что 9 профессоров, покинув стены альма-матер, уехали работать по контракту в Бразилию. Меня тогда это очень удивило, поскольку Бразилия никогда не считалась авиационной страной. Это было государство с нулевой авиационной историей. Через 6 лет я прочел аналитические работы европейцев по поводу будущего авиационных рынков. И мне стал понятен отъезд наших специалистов в далекую Бразилию.
В аналитических материалах говорилось, что рынок крупных дальнемагистральных самолетов примерно поровну делят между собой американский авиастроительный консорциум “Боинг” и европейский “Эрбас индастри”, выпускающий “Аэробус”. Но рынок ближне- и среднемагистральных самолетов, скорее всего, будет захвачен Бразилией, которая наладила производство самолета “Эмбраер” (Embraer). Грамотные российские специалисты (причем, я думаю, не только из Казани) сделали свое дело: подняли авиационную промышленность южноамериканского государства.
Я считаю, что это образец правильно рассчитанной, дальновидной государственной политики. И еще одно доказательство промахов российских властей. Бразилия поняла, что ей никогда не проложить в полном объеме железные и автомобильные дороги через джунгли, что экономике не обойтись без авиации. Ясно, что закупать иностранную авиатехнику дорого. Тогда эта страна принимает решение поднимать свою авиастроительную промышленность. В короткие сроки оно было реализовано, да с таким успехом, что Бразилия захватила еще и часть мировых рынков. И продолжает, определив свою нишу, этот рынок расширять.
А наша страна, имея авиационные институты, высококвалифицированных инженеров и научных работников, не может поднять собственную авиационную промышленность. На начало 90-х годов мы находились на втором месте в мире в этой отрасли, но не только не нарастили потенциал, а фактически потеряли наш авиапром. Теперь в гражданском самолетостроении у нас царит атмосфера полной безнадеги. С моей точки зрения, пример Бразилии чрезвычайно поучителен для России. Однако отрасль еще не потеряна для нас окончательно. Россия еще может наверстать упущенное, наладив, если понадобится, сотрудничество с западными авиапроизводителями.
И.ГРАЧЕВ.
Депутат Государственной думы РФ.