Сейчас наступает самое время вспомнить начало девяностых годов прошлого века – “шоковую терапию”, бешеную инфляцию, мгновенно возникшее изобилие на прилавках с одновременным массовым обнищанием населения. “Шоковым” манером проводилась либерализация потребительского рынка.
С неизбежностью дорожного катка на страну надвигается либерализация рынка энергетического. Здесь просто некуда деваться. За десяток с лишним лет рыночных реформ страна не смогла хоть сколько-нибудь заметно продвинуться на пути повышения экономической эффективности производства. И одной из главных причин этой неудачи является всеобщая, пронизывающая всю экономику, безумная энергетическая расточительность.
Как можно с ней бороться? Простой приказ работал только в тоталитарной экономике. Да и то плохо. Потому-то она и проиграла свое историческое соревнование с экономикой либеральной. Значит, остается только один регулятор – цена. Лишь ценой, соответствующей реальной стоимости, можно заставить потребителей энергоносителей, как, впрочем, и любого другого сырья, экономить. “Реальная стоимость” – тоже вещь довольно тонкая. И пока что для ее определения ничего лучшего, чем соотношение спроса и предложения на мировом рынке не придумали. А на мировом рынке цены на наши нефть и газ, в зависимости от конъюнктуры, в 3 – 5 раз выше внутренних.
Наши западные партнеры как раз и указывают на это обстоятельство, как на главное препятствие для вступления России в ВТО. Именно по той причине, что явно заниженные цены на энергоносители являются скрытой формой субсидирования всей экономики, а это уже признак “нерыночности”. Потому-то и вспоминаются нелегкие 90-е годы, когда ломалась через колено система субсидирования производства дешевых, но мало кому доступных предметов потребления. Теперь процесс предстоит гораздо более болезненный, потому что речь идет, по сути дела, обо всей экономике. Перестраиваться, причем не по-горбачевски, а по-настоящему, придется всем. И именно поэтому перестройку делать надо осмысленно, с учетом всех возможных последствий.
Конечно, просто отпустить цены на энергоносители, как это было с ценами на потребительские товары, просто невозможно. Позакрываются заводы, и голодные люди выйдут на улицу. Но и терпеть трехкратное превышение энергоемкости валового внутреннего продукта по сравнению с развитыми странами тоже нельзя. Так мы из нищеты не выберемся вообще никогда. Остается, стало быть, только одно – реформу-таки проводить, но мягко и растянуто, чтобы все, кого она затронет, могли иметь возможность к ней приспособиться.
Все предыдущее довольно длинное вступление нужно было только для того, чтобы лучше понимать события, происходящие в настоящее время. А события эти выглядят настораживающе.
Независимая экспертная оценка выявила, что финансовое состояние федеральных электростанций РАО “ЕЭС России” в 2001 году и первом полугодии 2002 года постоянно ухудшалось. Количество убыточных электростанций (из числа проверенных) за это время выросло по ГЭС с 2 до 7 (из 11) и по ТЭЦ – с 2 до 7 (из 18). Случайностью такой факт быть не может. И эксперты называют причины. Цена на топливо растет, что определяет положение тепловых электроцентралей. Гигантскими темпами растет налог на водопользование, что ставит в тупик гидростанции. И тем, и другим объектам государством установлены жесткие тарифы на их продукцию, которые не могут меняться в зависимости от внешних условий.
В Татарстане картина складывается аналогичная (да и с чего бы ей быть другой?) ОАО “Татэнерго” осуществляет расчеты за поставляемую электрическую и тепловую энергию по тарифам, утвержденным постановлением Кабинета Министров РТ от 21.02.02 №82. Но уже после него цена на газ была увеличена на 16,8%, а ставка за транспортировку природного газа ООО “Таттрансгаз” – на 33,2%. Плата за водопользование в бюджет для ГЭС за 9 месяцев текущего года выросла в 10,5 раза. Тарифам же на энергию, напомню, было приказано стоять на месте.
Ситуацию осложняет сезонный фактор. Очень уж морозная выдалась на этот раз зима. Но главное все-таки не в этом (зимы приходят и уходят), а в тенденции.
Тенденция – опасная. Ценам на нефть и газ Правительство России, хоть и медленно, но позволяет расти. Они и сейчас еще далеки от мировых, но потихоньку к ним движутся. Это видно на бензоколонках. Другое дело – энергетика. Ее держат на коротком поводке. А это значит, что когда наступит “момент истины” и придется поневоле либерализировать энергетику, удар будет страшным. И по промышленности, и по населению. Цены вырастут на порядки. И, главное, сейчас, как и в начале
90-х годов, опять никто не будет готов к такому повороту событий. Опять будем думать, что это – некое стихийное бедствие, как чума. А на самом-то деле, теперь уже наученные предыдущими реформами, мы просто обязаны предвидеть такого рода катаклизмы, а государственные мужи – их предотвращать.
Естественный вопрос – как предотвращать? Всевозможные схемы социальной защиты от потрясений начала 90-х годов выстроились только к их концу. В этом, пожалуй, и состоит главная претензия к гайдаровскому правительству-камикадзе. Но зачем же повторять пройденное? Теперь-то мы уже точно знаем, что неизбежная либерализация энергетического рынка приведет к росту всех цен. Стало быть, задача Правительства – сделать этот рост не взрывным и катастрофическим, а плавным, предсказуемым и понятным, как предприятиям, так и населению. Причем сосредоточиться нужно именно на проблемах, которые неизбежно возникнут у предприятий, потому что механизмы защиты населения от инфляции худо-бедно уже созданы.
Остается, как всегда, самый больной вопрос – о тарифах. Не знаю, сумел ли я убедить читателя в неизбежности и, главное, в необходимости их повышения. Скорее всего, неизбежность ясна почти каждому, а необходимость – почти никому.
Именно поэтому действия власти по либерализации энергетического рынка на этот раз должны быть открытыми, понятными, и, главное, – поняты населением.