Унылое однообразие улицы Волгоградской в Казани “нарушилось” в ноябре красивым трехэтажным пристроем к торцу стандартной “хрущевки” №43, поблизости от перекрестка с улицей Короленко. Здесь обрел собственную крышу татарстанский филиал Федерального лицензионного центра при Госстрое России. Наш корреспондент встретился с директором филиала Ф.А.Ганиевым.
– Давайте, Фирдинат Абдулхакович, начнем с самого начала. Откуда вообще взялась потребность в лицензировании строительной деятельности?
– Она возникла вместе с рыночными отношениями. Как только в стране было разрешено частное предпринимательство, так тут же возникло множество негосударственных предприятий и организаций, занимающихся предпроектными изысканиями, проектированием, строительством и производством строительных материалов. Зачастую они не располагали ни опытом подобных работ, ни квалифицированными кадрами, ни необходимой технической базой. А в результате строительные объекты возводились, может быть, и быстро, но с низким уровнем качества, что чревато не только материальными потерями, но и человеческими жертвами. Пример тому – случай в Альметьевске, когда из-за несоблюдения строительных норм и правил обрушилось семиэтажное здание и погибли четыре человека. Подобные случаи как раз и продиктовали необходимость введения государственного контроля и регулирования строительной деятельности. Всякое предприятие, независимо от формы собственности, кроме соответствующего пункта в уставе, должно еще иметь лицензию на ведение такой деятельности, которая подтверждает наличие у него необходимых специалистов и технических средств.
– И как давно существует ваша организация?
– В своем нынешнем виде, как филиал государственного учреждения “Федеральный лицензионный центр” при Госстрое России на территории Республики Татарстан, мы существуем с 1999 года. А до этого времени при Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ существовал лицензионный центр, созданный на основании нашего республиканского закона о лицензировании и соответствующего постановления Кабинета Министров РТ. К его достоинствам можно было отнести близость к предприятиям-лицензиатам, а к недостаткам – ограниченность действия выдаваемых им лицензий территорией Татарстана и невозможность лицензирования деятельности иностранных компаний. А параллельно с нашей республиканской структурой Федеральный лицензионный центр уже начал создавать и свои филиалы в субъектах Федерации, в том числе и на территории республики. Вот это дублирование и было ликвидировано в рамках общего процесса приведения законодательства РТ в соответствие с законодательством РФ. На практике это выразилось в том, что уже существовавший республиканский лицензионный орган просто получил полномочия филиала Федерального лицензионного центра, без какого бы то ни было переходного периода. Предприятия – лицензиаты этого поначалу даже и не заметили, а потом выяснили, что только выиграли от такой метаморфозы, потому что стали получать лицензии, признаваемые на всей территории Российской Федерации и вне зависимости от государственной принадлежности предприятия.
– Сколько предприятий подпадает под лицензионное регулирование строительной деятельности?
– Могу назвать цифры только по Татарстану. Здесь к нам ежемесячно за получением или возобновлением лицензии обращаются от 165 до 180 предприятий, а всего в республике лицензируемой строительной деятельностью занимаются около 5000 предприятий и частных предпринимателей. Их могло быть и больше, но при обсуждении проекта нового федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” Министерство экономического развития РФ настояло на исключении из него предприятий, производящих строительные материалы, поскольку их продукция подлежит сертификации. Но, с другой стороны, тот же закон, введенный в действие в феврале 2002 года, запрещает отказывать в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Другими словами, закон не сковывает частную инициативу, и, если даже один-единственный архитектор возьмется делать небольшой проект, допустим, частного коттеджа, мы обязаны выдать ему лицензию.
Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев как-то заметил, что “много строить мы уже научились, теперь надо научиться строить хорошо”. А для того, чтобы строить хорошо, необходимо выполнить четыре главных условия – иметь квалифицированные кадры, современное технологическое оборудование, качественные материалы и качественно выполненную проектно-сметную документацию. При первичном лицензировании мы работаем с соискателями лицензий, что называется, в щадящем режиме, поскольку предприятие еще только собирается строить и поэтому не имеет пока проекта и материалов. Однако, когда дело уже пошло, наступает время для требований в полном масштабе. Новый закон добавил лицензирующим органам контрольную функцию и право приостанавливать действие лицензии в случае нарушения предприятием лицензионных требований. То есть, с одной стороны, мы не препятствуем заниматься строительной деятельностью всем, кто согласен выполнять требования закона, но в то же время и проверяем, насколько точно они выполняются. Так вот и находится та самая “золотая середина”.
– Получается, что у предприятий, давно и успешно работающих в строительстве, проблем с лицензированием не возникает и весь лицензионный механизм предназначен, главным образом, для приучения к порядку новичков.
– И на старуху бывает проруха. Иной раз приходится поправлять и предприятия с богатой историей. Но в первую очередь и наиболее тщательно мы, конечно, проверяем новичков. Не каждый возьмется готовить котлеты по-киевски или давать юридические консультации, но почему-то все кому не лень включают в свои уставы строительную деятельность. А здесь дилетантизм может обойтись гораздо дороже, чем в кулинарии.
– Но ведь изобретательность мошенников не знает границ и наверняка имеются способы, что называется, объехать и вас на хромой кобыле.
– Способы есть. Федеральный лицензионный центр может выдавать лицензии и напрямую, помимо нас. Но когда мы обнаруживаем в едином реестре новую организацию, работающую в Татарстане и получившую лицензию, минуя нас, это служит сигналом: что-то тут нечисто, и такая организация сразу же становится первым кандидатом на проверку. Сейчас средства массовой информации переполнены рекламными объявлениями всевозможных юридических контор, обещающих быстрое оформление лицензий. Должен предупредить всех, клюнувших на эту недобросовестную рекламу, что они просто понапрасну потратят большие деньги. Проще и дешевле сделать все по закону. Лицензионный сбор составляет всего одну тысячу рублей, и еще триста рублей – за рассмотрение документов. Срок рассмотрения документов не превышает двух месяцев. И, естественно, мы относимся с доверием к тем, кто все делает по закону, и с подозрением к тем, кто пытается действовать в обход закона.
Вообще же нас порой удивляет поведение некоторых заказывающих организаций и тендерных комиссий. Сплошь и рядом заказы получают не те, кто хорошо работает, а те, кто “красиво” обещает. А нет бы обратиться за консультацией к нам. Мы ведь на каждое предприятие ведем подробнейшее досье и точно знаем: кто, что, где, когда построил и с каким качеством. В банковском деле это называется кредитной историей. Понятно, что заемщик, который всегда аккуратно погашал предыдущие кредиты, пользуется большим доверием. Точно так же обстоят дела и в строительной отрасли. И еще один немаловажный фактор. Закон, разумеется, допускает оформление лицензий по доверенности, но ничто не может заменить личное знакомство с первым лицом, и я бы хотел, чтобы руководитель каждого предприятия, обращающегося за лицензией, хотя бы раз побывал в этом кабинете. Когда знаешь человека лично – знаешь, как относиться и к руководимому им предприятию.
– А есть ли какая-нибудь разница в лицензировании между нашими и иностранными предприятиями?
– Нет, требования закона для всех одинаковы. И бракоделы среди иностранцев также встречаются. Хотя должен заметить, что в основном к нам заходят солидные фирмы с передовыми строительными технологиями. Конечно, они составляют конкуренцию нашим строительным организациям, что вызывает недовольство профсоюзов, но, во-первых, конкуренция сама по себе – дело нужное, а, во-вторых, никто же не мешает нашим строителям перенимать зарубежный опыт. На месте это делать даже удобнее и эффективнее, чем посылать всевозможных начальников в загранкомандировки.
– Как вы считаете, процесс становления лицензионной и контрольной деятельности уже завершен и способен обеспечить должное качество строительных работ или требуются какие-то дополнительные меры?
– Предела совершенству не бывает. И, разумеется, практика применения нового закона о лицензировании подскажет направления дальнейшей работы. Но общие контуры лицензионной деятельности уже можно считать достаточно устоявшимися и отработанными. Иное дело – контрольная деятельность. Она ведь, по существу, только началась. Отличать добросовестных строителей от разного рода шабашников мы уже научились. Теперь надо, чтобы этим нашим умением научились пользоваться заказчики-застройщики. Качество строительных работ в решающей степени зависит от их требовательности и компетентности. Но все предпосылки для нашей с ними совместной работы новым законом уже созданы. Так что государственный порядок в строительной отрасли будет последовательно и неуклонно устанавливаться.
Беседовал