27 декабря на КамАЗе начинаются рождественские каникулы. К работе автомобилестроители приступят, лишь встретив “старый” Новый год. Однако топ-менеджеров компании не огорчает очередной, более чем полумесячный, простой главного конвейера. Как сказал на брифинге, посвященном итогам уходящего года и недавно утвержденному советом директоров автозавода бизнес-плану – 2003, заместитель генерального директора КамАЗа по экономике и финансам Ильдар Халиков, мы горды тем, что научились выпускать 2000 грузовиков за 15-20, а не за 30 дней, как раньше. И хотели бы делать это еще быстрее на пару-тройку дней, используя огромные производственные мощности. И таким образом продолжая снижать затраты.
2002 год начинался для автозавода крайне неудачно. Он снова опустился ниже точки безубыточности. Возникали даже опасения, что и по итогам года баланс компании окажется отрицательным. Однако осенний спурт камазовцев позволил им покрыть убытки первых шести месяцев и рассчитывать на получение 78 млн. рублей чистой прибыли. Среди мер, которые помогли переломить ситуацию, И.Халиков назвал пересмотр в августе нормативов удельных затрат на производство продукции, усиление экспансии на внутреннем рынке благодаря лизингу, возобновление после пятилетнего перерыва сотрудничества с Министерством обороны РФ. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что стабилизация персонального состава руководства компании способствовала улучшению в ней психологического климата.
Обстановка на рынке тяжелых грузовиков в стране складывалась весьма неблагоприятная. Впервые в Россию было завезено 18 тысяч машин иностранного производства. Это огромное количество, учитывая, что в 2002 году в России была продана всего 51 тысяча грузовиков. Конкуренция с иномарками выходит у КамАЗа на первый план.
Конечно, руководство автозавода на иностранное “нашествие” безучастно не взирало. По его инициативе на уровне Правительства РФ было принято решение о запрете с 1 января 2003 года регистрации органами Госавтоинспекции атомобилей с двигателями класса Евро-2. Более строго стали подходить к иномаркам, ввозимым по явно заниженным ценам, таможенники. В результате их поток осенью по сравнению с летом уменьшился на 30 процентов.
Одновременно компания умножила усилия по освоению востребованных рынком моделей. Кроме самосвала “КамАЗ-6520” идет подготовка к серийному выпуску седельного тягача “КамАЗ-6460”, который, по утверждению И.Халикова, кладет на обе лопатки по своим техническим параметрам бывшие в употреблении зарубежные аналоги. В 2003 году магистральных автопоездов, способных заинтересовать и международных перевозчиков, акционерное общество произведет 1000 штук.
Главный козырь КамАЗа – завершена девятилетняя эпопея по реализации так называемого японского кредита. Оборудование на 180 млн. долларов США получено полностью и на 80 процентов уже запущено в работу. Согласно утвержденному бизнес-плану в конце 2003 года автозавод будет выпускать двигатели только класса Евро-2. В ближайшие пять лет никто из его конкурентов не сможет получить инвестиции в таких масштабах. И это преимущество, поставил перед менеджерами задачу председатель совета директоров компании Илья Клебанов, необходимо использовать на всю катушку.
КамАЗу также предстоит восстановить свои позиции на внутреннем рынке. Если в уходящем году им будет собрано 14,5 тысячи, то в 2003 году – 19,5 тысячи грузовиков. В частности, прибавку на 2000 машин обеспечит их продажа по лизинговым схемам. А вот экспорт сократится. Учитывая вероятность войны с Ираком, было бы авантюрой отражать в бизнес-плане выгоду от сотрудничества с этой ближневосточной страной, которое в последнее время развивалось особенно успешно. И благодаря которому КамАЗ резко поправил свои дела на финише года.
Согласно прогнозу на 35 процентов возрастет производство продукции диверсификации, на 9 процентов – запасных частей. Продолжится борьба с “серыми” их производителями, которые удерживают за собой четверть рынка.
А вот выпуск легковых автомобилей останется практически на нынешнем уровне. Сборку микролитражек лимитируют силовые агрегаты, которые поставляет ВАЗ. И вольно или невольно приходится подстраиваться под рабочие графики партнера. Хотя спрос на “Оку” растет. В том числе и по причине уменьшения соотношения ее стоимости к покупательной способности населения. Если в 2000 году цена микролитражки равнялась 21 среднемесячной зарплате по стране, то сейчас только 15, а в будущем году упадет до 14 месячных зарплат. Это при том, что с пуском линии окраски Дюрр на заводе микролитражных автомобилей качество окраски кузовов “окушек”, заверил И.Халиков, будет, как у “Мерседесов”.
Бизнес-план КамАЗа предусматривает рост производства товарной продукции в сопоставимых ценах в 2003 году по сравнению с достигнутым уровнем на 15 процентов, а общий объем ее реализации с учетом услуг увеличится на 24 процента. Компания, например, намерена промышлять извозом. Дочернее предприятие “Каматранссервис” приступает к международным и междугородным перевозкам, что должно принести около 300 млн. рублей дополнительного дохода.
Стабилизация финансового положения позволит КамАЗу к 1 января 2003 года полностью погасить задолженности по налогам в бюджеты всех уровней.
Прибыль от основной деятельности в наступающем году возрастет в полтора раза, в том числе будет получено 112 млн. рублей чистой прибыли. По словам И.Халикова, для полноценного развития компании она должна составлять 3-5 процентов от валового дохода, то есть в настоящий момент около 1 млрд. рублей. Одно из замечаний членов совета директоров КамАЗа на последнем заседании как раз касалось недостаточного размера инвестиций. Не исключено, что для ускоренной постановки на производство новых моделей грузовиков автозавод прибегнет к использованию заемных средств. Но пока кредиты берутся только для обеспечения лизинговых операций.
В бизнес-плане заложены средства на обслуживание долгов КамАЗа. Общая сумма платежей ЕБРиР и по японскому кредиту в 2003 году составит 24 млн. долларов США.
На брифинге, естественно, не могли не затронуть тему возможных сокращений численности персонала. В связи с чем И.Халиков напомнил о том, что за последние два года она возросла на 3 тысячи человек. Увольнения будут: к оптимизации трудовых затрат в условиях рынка стремится любое предприятие, но каких-либо разнарядок на этот счет не существует. Поэтому разговоры о 2,5 тысячи сокращаемых сейчас на КамАЗе работников не имеют под собой почвы. Более того, главным механизмом по снижению затрат стали фиксированные цены на детали и узлы, которые поступают на главный сборочный конвейер. Заводы теперь сами определяют структуру себестоимости своей продукции, решая, на чем им экономить – на зарплате, закупках материалов, комплектующих или потреблении энергоносителей. В целом по КамАЗу затраты в 2003 году снизятся на 2,185 млрд. рублей.