“Волготанкер” поднимает паруса

– Если бы об этом кто-то заикнулся три года назад, его бы подняли на смех, – говорит Ильдус Гильмутдинов.

Автор статьи: Рафаэль МИРГАЗИЗОВ

– Если бы об этом кто-то заикнулся три года назад, его бы подняли на смех, – говорит Ильдус Гильмутдинов. – У нас в Камском Устье – СПИД?!


Ильдус Гильмутдинов – первый заместитель главы администрации Камскоустьинского района – родом из этих мест, сильно переживает за судьбу своей малой родины.


Камское Устье не совсем обычный район. Почти половина его населения живет в двух поселках – Тенишево и Затоне. В первом расположен знаменитый Тенишевский рудник, где уже сто лет добывают гипсовый камень. А в Затоне живут моряки, которые водят нефтяные танкеры от Кронштадта до Черного моря. Именно на них грешат сельчане: дескать, мотаются по портовым кабакам и привозят домой всякую заразу. В районе официально зафиксировано 28 ВИЧ-инфицированных. Но реальная цифра, конечно, выше – специалисты говорят: чтобы ее получить, нужно умножать на десять.


Поселок

Затон имени Куйбышева появился на географической карте Татарстана сравнительно недавно: после того как в 1956 году построили Куйбышевскую ГЭС, затопило левый берег Волги. Заимку оттуда вместе с судостроительным заводом перевезли на другой берег и практически на целине стали обустраивать новую жизнь. Все здесь было завязано на завод. Завод людей кормил и поил, строил для них жилье, провожал в последний путь…


Но начались перестройка и дележ собственности. Единый некогда организм расчленили на две составные – ремонтную базу и флот. Через подобную реорганизацию в последние годы прошли многие предприятия, когда наиболее эффективно работающая, а главное приносящая наибольший доход часть производства отделяется от вспомогательных служб, которые иногда потом становятся просто убыточными. В общем, курицу, приносящую “золотые яйца”, переводят в отдельный курятник, а петуха приглашают к ней лишь по мере необходимости.


В роли “курицы” в данном случае выступает флот, который стал называться ПА ОАО “Волготанкер”, а участь “петуха” досталась ремонтным службам, получившим название ЗАО РБФ (рабочая база флота). Это две самостоятельные акционированные организации, строящие между собой отношения на договорных началах. Их центральные офисы находятся в Самаре и Москве, поэтому с районным руководством они держатся независимо и уверенно.


У районной администрации эти “петухи” и “куры” торчат как кость в горле, но ни выплюнуть, ни проглотить их она не может. Достаточно сказать, что ровно треть районного бюджета формируется благодаря налоговым отчислениям именно этих предприятий – ремонтной базы и флота. Иногда возникает соблазн поиграть на противоречиях, которые неминуемо между ними возникают. Скажем, на разнице в зарплате: у плавсостава она раз в пять больше, чем у ремонтников, хотя по сельским меркам у последних тоже неплохой заработок – в среднем около 3,5 тысячи в месяц. А скоро, как обещал директор ЗАО РБФ Владимир Аносов, он будет еще выше – получен хороший объем заказа на зимний сезон. Конечно, ремонтники завидуют речникам, которые и раньше считались “белой костью”, но сейчас разрыв между ними стал просто неприличным. Говорят, ребята из флота едва ли не после каждого плавания едут в Тольятти менять машины.


В Затоне живут богатые люди, но тратить свои деньги им здесь практически не на что. Молодежь просто мается в тоске. Начальник Камскоустьинского отдела молодежи и спорта Александр Кочетков тоже живет в поселке – до райцентра отсюда рукой подать – и хорошо знает здешнюю обстановку.


– Конечно, нам известно, кто из местных парней сидит на игле, – рассказывает он, – но закон не позволяет предавать их имена публичной огласке. Могу сказать лишь, что это в основном ребята из зажиточных семей. Часто они просто не знают чем себя занять.


Есть в поселке старенький клуб, перевезенный еще в 50-е годы с другого берега Волги, – вот и вся “культура”. Сейчас клуб передают в ведение районных властей, но те не торопятся принимать его на свой баланс. Пусть, говорят, сначала отремонтируют и приведут в божеский вид, в районной казне все равно на это денег нет. Директор Затонского ПУ-72 Асил Зюрнина который год выбивает деньги на строительство спорткомплекса, но стучится, видимо, не в те двери.


– У нас можно было бы организовать кружки и секции на платной основе, – поддерживает ее председатель Совета местного самоуправления Марина Петрухина. – Люди готовы платить, но идти им некуда.


Затон – не деревня и не город. Половина населения живет в собственных домах, половина – в многоэтажках. Все, конечно, имеют земельные участки, но от земли уже давно отвыкли, поскольку основной род занятий связан с заводом и флотом. Летом ремонтники маются без дела, зимой – речники. Чем заполнить досуг?


– Наркотики и водка – все это от безделья, – считает председатель профсоюзного комитета ЗАО РБФ Владимир Жаров. – Вот прошлой зимой мы проводили спортивную олимпиаду – весь поселок участвовал. Но силами только одного профсоюза невозможно организовать всю культурно-досуговую жизнь в Затоне. Нужны продуманная индустрия досуга и поддержка государства.


Ремонтная база

Это на фоне “Волготанкера” ремонтники имеют бледный вид. А если сравнивать их с окружающими крестьянскими хозяйствами, где зарплату зачастую получают в виде натурпродукта, то живут они очень даже неплохо. Речной флот встает на ноги, количество судов в пароходстве растет, значит, без работы не останутся. Если в прошлом сезоне объем заказа составил 28 миллионов рублей, то нынче уже 33. В Затоне один из самых мощных доков на Волге грузоподъемностью 4,5 тысячи тонн. Такой еще есть только в Башкирии в Благовещенске.


Но плохо, что работа сезонная, – основная нагрузка приходится на зимний период, когда суда встают на прикол. Своих работников – в основном нужны сварщики и корпусники – не хватает, приходится приглашать со стороны. Приезжают даже из Северодвинска, откуда, говорят, люди, побросав обжитые квартиры, уезжают на “Большую землю”. Специалисты высокого класса, они бы остались в Затоне навсегда, но в поселке нет для них жилья.


За сезон сварщики солидно “наваривают”. Сейчас в доке работают две бригады из Марий Эл, в месяц каждый имеет по 20 тысяч рублей. Но зато, как говорится, ни выходных, ни проходных… Зимой в заводском общежитии обитают 40-50 приезжих мастеров. Может быть, зараза в поселок привозится не только на судах, в чем убеждены многие затонцы, но и “на колесах”?


– Нет, нет, что вы! – возражает директор ЗАО РБФ Владимир Аносов. – Это исключено. Они даже водку не пьют, о каких наркотиках вы говорите! У них просто на это времени нет, потом здесь такая сложная работа, что нужно всегда быть в форме. Как-то загулял один сварщик, так его в следующий раз сама бригада не привезла.


Действительно, работа в доке очень ответственная. Ведь танкеры, которые встают в Затоне на ремонт, перевозят мазут и другие нефтепродукты. Представляете, что может быть, если вдруг (не приведи Господи!) какой из них даст течь. Это же будет экологическая катастрофа! Слава Богу, таких ЧП еще не случалось и, как уверены ремонтники, не случится и впредь, поскольку здесь работают настоящие профессионалы.


В общем, на хлеб с маслом заводчане зарабатывают и в будущее смотрят с уверенностью. Находятся инвесторы, вкладывающие средства в развитие ремонтной базы, – так, в этом году получено 5 миллионов рублей на замену оборудования. Но всегда хочется большего, не только булочки с маслом, но и колбаски. А чтобы заработать на колбаску, нужно реанимировать судостроение. Когда-то в Затоне строили суда, нынче полусгнившее оборудование ржавеет под снегом. Последний танкер был спущен на воду лет десять назад, после чего наступил полный штиль. А между тем это наивыгоднейшее дело! Речной флот давно дышит на ладан, по Волге ходят латаные-перелатанные суда, предстоит капитальное обновление всей плавтехники. Сейчас пароходства неплохо зарабатывают (в основном на перевозках нефтепродуктов) и могут себе это позволить, хотя стоимость некоторых танкеров измеряется миллионами “зеленых”. Тот, кто сегодня подсуетится, завтра будет кушать не только колбаску, но и икорку.


Флот

На флот попасть трудно, почти невозможно. Об этом мечтает каждый школьник. В местном училище самые престижные отделения те, где готовят штурманов и механиков.


Существует негласный порядок, по которому в первую очередь на флот берут детей работников плавсостава, потом – детей заводчан и лишь потом, если есть в том нужда, могут взять кого-нибудь со стороны.


Обновление плавсостава происходит довольно активно, здесь в отличие от ЗАО РБФ, где работников до 30 лет – раз-два и обчелся, добрая половина – молодежь. Да, деньги здесь платят немалые, но не каждый может стать моряком. Нужен особый психофизический склад, чтобы уметь по полгода находиться в замкнутом пространстве и видеть все время вокруг себя одни и те же лица. Проблема психологической совместимости на флоте весьма остра, но психолог штатным расписанием не предусмотрен. Вся ответственность за подбор команды ложится на капитанов, которые уверены, что наркоманов среди них нет и быть не может.


– Не может потому, что весь плавсостав перед началом навигации проходит тщательную медкомиссию, – горячится директор представительства ОАО “Волготанкер” в РТ (так с недавнего времени называется возглавляемая им организация) Миндиль Шамсутдинов. – Не скрою, у нас были выявлены случаи ВИЧ-инфекции, и с этими людьми нам пришлось расстаться.


“Главный капитан” Затона признался, что раньше, когда был главой Камскоустьинского района, он тоже косо поглядывал на речников, считая, что именно они – главные разносчики заразы. Сейчас он круто поменял свое мнение:


– Нет у них времени мотаться по портовым кабакам! Практически все рабочее и свободное время плавсостав проводит на судне. Единственное, за чем отлучаются на берег, – за продуктами. На это уходит не более двух часов. Разговоры о том, что у моряка в каждом порту по жене, – просто расхожая фраза, которая никак не отражает реалии сегодняшнего дня.


В Затоне 30 единиц речной техники, после того, как сюда передали суда из Астрахани, Перми и других расформированных представительств, стало 52. Большинство экипажей формируется по семейному признаку. Скажем, жена капитана может быть шеф-поваром, а сын механика – матросом и т.д.


За нынешнюю навигацию представительством ОАО “Волготанкер” в РТ перевезено 1 миллион 880 тонн груза. Несмотря на плохие метеоусловия, прошлогодние показатели – тоже, кстати, неплохие – были превышены. Суда хоть и старые, но пока надежные. Однако руководство “Волготанкера” – кстати, это одно из крупнейших пароходств не только в России, но и в Европе – поставило задачу за 10-12 лет полностью обновить плавтехнику.


Речной транспорт, исторически считающийся самым дешевым в России, снова в цене. Приятно, что марка “Волготанкер” во многом благодаря нашим землякам становится его визитной карточкой.


На снимке: бригада сварщиков Александра Правдина.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще