Лжеэкспорт с размахом

Чего уж греха таить, россияне перещеголяли многих по части изобретения способов облегчения государственного кармана.

Чего уж греха таить, россияне перещеголяли многих по части изобретения способов облегчения государственного кармана. Причем незаконные методы совершенствуются гораздо быстрее, чем на них успевает отреагировать законодательство. Сравнительно недавно появился еще один весьма хитрый способ – незаконное возмещение налога на добавленную стоимость, или лжеэкспорт. Оказывается, на этом деле можно “нагреть” казну в приличных масштабах. Что же такое “лжеэкспорт” и как с ним можно бороться? На эти и другие вопросы отвечает первый заместитель начальника Татарстанской таможни по правоохранительной работе Ильдар Шакиров:


– Те, кому приходилось сталкиваться с экспортными поставками какого-то товара, наверняка знают: экспорт в России освобожден от налога на добавленную стоимость. Но в случае, если этот товар вывозится за рубеж, сумма возвращается экспортеру. Для этого нужно представить в налоговые органы документы, подтверждающие факт оплаченного экспорта. Именно здесь махинаторы и обнаружили “дырку” в законе. Понятно же, что чем больше сделок купли-продажи, тем выше НДС. В результате сумма, возмещаемая такому экспортеру, завышается порой в десятки раз. Поймать ловкачей достаточно сложно – товар проходит через длинную цепочку фирм-однодневок.


Недавно в поле зрения сотрудников правоохранительного блока Татарстанской таможни попали сразу пять фирм. Они осуществили 63 отправки товаров в США, Арабские Эмираты, Финляндию, Чехию на несколько миллиардов долларов. На первый взгляд, все необходимые для таможенного оформления документы были в порядке, однако в глаза бросалась прямо-таки огромная стоимость товара. Но вот как раз цену товара таможенники корректировать не вправе – мол, за сколько договорился, за столько и продаю. Одна из фирм – ООО “Эмилтар” – вывозила в США через Турцию и Финляндию пресс-формы для керамических изделий. В таможенной декларации значилась стоимость груза – 1,648 миллиона долларов. При таможенном досмотре в четырех деревянных ящиках сотрудники таможенного поста “Аэропорт” обнаружили отдельные части старых пресс-форм, которые, по мнению специалистов, годились только для сдачи в металлолом… В общем, вместо предполагаемых барышей экспортерам металлолома пришлось потратиться на штрафы. Но этот случай – из разряда курьезов, тогда как настоящие махинаторы действуют более грамотно, и сотрудникам таможни трудно найти даже формальные основания для отказа в оформлении экспортируемого товара.


Как правило, вывозимый товар выглядит “высокотехнологичным”, чтобы оправдать его высокую стоимость. Тут вполне подойдут сложные приборы, результаты научно-исследовательских и конструкторских разработок, реальную стоимость которых сходу назвать не сможет даже специалист-эксперт.


Все сделки с признаками ложного экспорта находятся под особым контролем правоохранительных органов. Существует даже совместный документ Государственного таможенного комитета и Министерства по налогам и сборам, который призван поставить барьер на пути махинаторов: российские участники сделок обязаны представлять в таможенный орган документы, подтверждающие цену вывозимого товара с отметкой о регистрации данных копий в налоговых органах. К сожалению, практика показывает, что процедура регистрации копий не всегда становится препятствием для незаконного возврата НДС, но мы постоянно ищем решение этой проблемы. Уже сегодня татарстанские таможенники тщательно проверяют достоверность всей информации, содержащейся в счетах-фактурах, и стараются проследить всю “цепочку” от первого до последнего покупателя.


К слову сказать, проблема лжеэкспорта касается не только Татарстана. Суммы возвращенного налога на добавленную стоимость в целом по России просто астрономические. Львиная доля приходится на Москву, где традиционно совершается большинство экспортных сделок. Сумма возвращенного НДС у нас в Татарстане в прошлом году составила 10 миллиардов рублей, это 4,6 процента от общероссийских объемов возмещения по экспортным сделкам.


Валентина СКАРЛУХИНА.
Пресс-служба Татарстанской таможни.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще