Как известно, несколько лет назад “Татнефть” взяла курс на создание вертикально интегрированной компании. Важным звеном в цепочке “от скважины до бензоколонки” является нефтехимический комплекс, который сегодня представляет ООО “Татнефть-нефтехим”. В его состав вошли 9 предприятий, на которых работает более двадцати тысяч человек. Общий объем выпуска продукции в этом “звене” составляет 11,5 миллиарда рублей. Практически все предприятия комплекса вовлечены в единый технологический процесс, завершающийся производством автомобильной шины.
Несколько выбивается из этого ряда строящийся завод по производству синтетических масел (но он тоже будет работать на автомобилистов и автомобилестроение). Его полная стоимость – 40 миллионов долларов. Первый комплекс войдет в строй в июле 2003 года. У завода два учредителя – “Татнефть” и “Нижнекамск-нефтехим” – с количеством акций соответственно 74 и 26 процентов. Сегодня нефтяники вложили в проект 21 миллион долларов, нефтехимики – пока один миллион долларов. С пуском завода впервые в России синтетические масла будут производиться по российской технологии на основе альфаолефинов, выпускаемых ОАО “Нижнекамскнефтехим”.
Основная часть – технический и финансово-экономический блоки управляющей компании, которой руководит Р.Ханнанов, – находится в Альметьевске. Производственный блок, возглавляемый З.Шарафеевым, дислоцируется в Нижнекамске. Здесь же расположено большинство предприятий холдинга. 5 декабря в Нижнекамске прошла пресс-конференция, на которой были оглашены предварительные итоги работы холдинга “Татнефть-нефтехим” и дана оценка положения дел на базовом предприятии холдинга ОАО “Нижнекамскшина”.
Холдинг образован в июне этого года для эффективного управления данными предприятиями, оптимизации их затрат, прибыли и инвестиционных проектов, расширения рынка товаров и услуг, увеличения выпуска шин и резинотехнических изделий, а также для наиболее активного использования активов общества.
Р.Ханнанов пояснил, что все субъекты налогового обложения, то есть предприятия комплекса, остались на своих территориях, не уменьшились и поступления в бюджет. В холдинге нет проблем с уплатой налогов. Нет и задержек в выдаче заработной платы. Тем не менее сказать, что на входящих в структуру предприятиях действует единый социальный стандарт, или отнести холдинг к социально ориентированным компаниям, в число которых входит “Татнефть”, пока нельзя, так как в единую структуру были объединены предприятия, имеющие различный уровень рентабельности.
На пресс-конференции, к примеру, прозвучал вопрос о низкой по сравнению с другими предприятиями холдинга зарплате у шинников. Позиция Р.Ханнанова по данному вопросу была предельно четкой. Положение дел на предприятии не позволяет одновременно решать вопросы повышения заработной планы и развития производства, износ оборудования превышает 85 процентов. Приоритеты должны быть отданы движению производства вперед. Что, судя по динамике развития, и имеет место. Если в 2001 году убытки составили 1,08 миллиарда рублей, то в 2002 году они не превысят 250 миллионов. И уже в 2003 году планируется получить прибыль в 300 миллионов рублей. О реальности прогноза свидетельствуют, к примеру, итоги работы шинников в октябре этого года, когда предприятие, побив все рекорды последних лет, сумело заработать балансовую прибыль в 140 миллионов рублей. Столь внушительный прорыв предприятия объясняется как внешними факторами (весь 2002 год лихорадило “Сибур”, владельца порядка 40 процентов шинного рынка России), так и объективными, к которым можно отнести стабилизацию сырьевых поставок и планомерно проводимую работу по реорганизации предприятия, улучшению психологического климата в коллективе.
Сегодня шинники могут легко “перешагнуть” производство в 10 миллионов шин, тем не менее установка у “Татнефти” остается прежней: производить столько продукции, сколько воспримет рынок. Для реализации шин оптовым и мелкооптовым потребителям в феврале 2001 года создан торговый дом “Кама”. В настоящее время в его состав входят 18 торговых точек, в том числе 12 магазинов. Работают четыре дочерних предприятия, которые реализуют весь ассортимент продукции в своих регионах. Перед торговым домом поставлена задача: продвигать торговый бренд “Кама” как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Последнее направление является наиболее перспективным.
Одна из болезненных точек “Нижнекамскшины” – завод грузовых шин, который был построен в советское время в расчете на одного потребителя – КамАЗ. В реанимационных планах менеджеров холдинга намечен переход на новые модели и конструкции шин, в том числе организация производства цельнометаллокордных шин. В связи с этим возникает вопрос обеспечения шинников металлокордом. К сожалению, в СНГ имеется всего два качественных производителя данной продукции – Белорусский металлургический завод и магнитогорский “Уралкорд”. Так что вполне возможно, что появится необходимость создания собственного производства металлокорда в ближайшие полтора года. Не исключено, что в содружестве с имеющимися западными или местными производителями.