О налогах говорят много. Правительство убеждает, что налоговое бремя сокращается, однако не только бизнесмены, но и ученые-экономисты этого не отмечают. НДС, ЕСН, налог с продаж остаются притчей во языцех.
Замминистра финансов РФ Сергей Шаталов считает, что надо продолжать снижать налоговое бремя на 1-2% в год, а Президент Владимир Путин и министр финансов Алексей Кудрин предлагают немного приостановиться.
Экс-министр финансов, ныне аудитор Счетной палаты РФ Владимир Пансков однозначной оценки не дает. Он считает, что правы обе стороны. Да, 2003-й – вроде бы год тяжелый, возможностей для снижения налогового бремени нет, но в то же время ставки налогов снижать надо, потому что заметного уменьшения налогового бремени, о котором твердит Правительство, пока не произошло. Например, НДС остался прежним. По налогу на прибыль ситуация неоднозначная, нагрузка для тех, кто вкладывал деньги в производство, даже увеличилась. И так по многим налогам.
Резервы для дальнейшего снижения налогов, считает Пансков, безусловно, есть, и большие. Вот один пример. У нас сегодня очень остро стоит вопрос возмещения НДС. Так вот, в 1999 году сумма возмещения составляла 40 млрд. руб., а на 2003 год она запланирована в 6 раз больше – 240 млрд. рублей. Но что произошло в стране за последние три года? Неужели экспорт вырос так сильно? Безусловно, нет. Просто идет хищение государственных средств из бюджета через разветвленную сеть подставных фирм. И если бы удалось наладить систему контроля за экспортно-импортными операциями, внутренним оборотом, чтобы не было лжефирм, то это было бы огромным резервом для снижения ставки НДС уже в 2003 году. Тогда честный налогоплательщик мог бы платить 15-16%, а не 20%, как сейчас.
Сегодня НДС выделяется в платежных документах отдельной строкой. Например, продавец выставляет счет на свой товар, который разбит на две части: в одной указана стоимость товара (100 рублей), а в другой – НДС (20 рублей). И эти деньги продавцу продукции перечисляются покупателем автоматически. Но, получив деньги, покупатель (фирма-однодневка) скрывается, а продавец (нормальная фирма) требует от государства возмещения НДС. Так вот, признает Пансков, надо создать такую систему, в которой деньги будут идти не напрямую на счет покупателя, а на особый его счет, который он иначе как для платежей в бюджет не сможет использовать. Тогда налоговые органы не будут бегать и искать фирмы-однодневки. Между тем в апреле по этому вопросу Правительству были даны поручения Президента, но ответа до сих пор нет.
Почему так происходит, объясняет руководитель экономического управления Администрации Президента РФ Антон Данилов-Данильян:
– К сожалению, сейчас уменьшение ставок уже не приводит к сохранению налоговых доходов в абсолютной величине. Если раньше, в 1999 – 2001 годах, доходы не только не снижались, но даже росли после снижения ставок, то теперь ситуация иная. Скажем, по налогу на прибыль у нас недобор. В этой связи, дабы не получить ситуацию, когда бюджет снова начнет испытывать трудности, принято решение не проводить серьезных изменений, кроме тех, которые уже были анонсированы, включены в состав законопроектов, подлежащих принятию одновременно с бюджетом на 2003 год.
После 2003 года, когда платежи по долгам будут уже не настолько высокие и если все будет хорошо в остальном, мы снова приступим к расчету конкретных вариантов продолжения налоговой реформы.
Номер один – это единый социальный налог. Надо подумать, каким именно сделать уровень ставок, какого типа сделать регрессионную шкалу, чтобы заработная плата стала выплачиваться “вбелую”, но в то же время не уменьшить источники средств для выплаты пенсий.
Вместе с предложениями по ЕСН мы будем рассматривать предложения по снижению НДС и отмене налога с продаж. В среднем государство действительно менее эффективно распоряжается деньгами, чем бизнес. Лучше эти деньги оставить у бизнеса. Способ оставить эти деньги у бизнеса – снизить налоги. Поэтому уже в 2004 году , как только мы подведем итоги 2003 года , по-видимому, будут сделаны дополнительные инициативы по дальнейшему прохождению налоговой реформы. Но, повторяю, только в том случае, если все будет нормально с ценами на товары нашего экспорта, если продолжится уверенное наполнение федерального бюджета доходами. А это, кстати, во многом зависит от того, начнет ли преодолеваться тенденция существенного превышения темпов роста импорта над экспортом, – отмечает Данилов-Данильян.
М.РЯЗАНИН.
ИА “Регион-Блицинформ” – для “РТ”.