Наблюдая по монитору первое чтение по проекту бюджета на 2003 год (журналистов в большой зал не пустили из-за нехватки мест), которое состоялось на сессии Госсовета в минувший четверг, не могла отделаться от мысли, что где-то я это уже видела. Вспомнила: да ведь это же почти по известной татарской пьесе “Первый театр”, где главная героиня на протяжении всего действия и так и сяк уговаривает мужа сходить в театр: “Хабибрахман, айда инде, айда инде…” А тот сопротивляется: не могу, отец запретил… Точно так же и депутаты уламывали Правительство: дайте денег на культуру, жилье, здравоохранение и образование. Правительство же стояло насмерть: денег нет и не будет. 2003 год ожидается непростым, прогноз социально-экономического развития нерадостный, а тут еще Москва закручивает гайки, забирает себе все привлекательные налоги. Именно эти мысли пытались внушить депутатам и первый заместитель министра экономики и промышленности РТ Алевтина Кудрявцева, и министр финансов Радик Гайзатуллин. Но депутаты настойчиво просили денег. Правда, нашелся один депутат (Мидхат Курманов), который с трибуны напомнил коллегам о том, кто в этом зале главный: “Зачем мы просим, мы ведь и сами можем взять и направить средства на то, что считаем более важным”. Его голос в зале не услышали, и полилась прежняя песня… Итак, что же не устраивает парламентариев в подготовленном проекте бюджета? Концептуальных моментов, если разложить по полочкам все выступления, несколько. Во-первых, настораживает слишком большой дефицит бюджета – около 10 процентов. Такого дефицита не было даже в самые трудные годы реформ, напомнил Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. Можно предположить, что столь внушительный дефицит бюджета спрогнозирован сознательно, так сказать, по политическим соображениям. Татарстан таким образом пытается продемонстрировать Москве, к чему приводит новая налоговая политика центра по отношению ко всем регионам, а в особенности к регионам-донорам. На самом деле наше положение не столь плачевно, и, как считает депутат Штанин, в конце года у нас “вылезут” сверхдоходы, которые покроют дефицит и позволят более чем на 100 процентов профинансировать некоторые статьи расходов. Не случайно же Правительство в пакете документов по бюджету предлагает таблицу дележа сверхдоходов. Во-вторых, Кабинет Министров, предлагая депутатам дефицитный бюджет, пытается тем самым развязать себе руки в дальнейшей работе с финансами. Если денег на всех не хватает, значит, кому-то деньги можно дать, а кому-то – не дать. Кого-то профинансировать на 50 процентов, а кого-то – на все 100. Таким образом, дефицит – это прекрасный рычаг управления городами и районами, министерствами и ведомствами. Может быть, лучше, предложил Тауфик Сафин, сформировать бездефицитный бюджет, но чтобы все получатели денег знали: в пределах этой суммы они будут обеспечены финансами. В такой ситуации и Правительству было бы легче работать. Ну и, наконец, в третьих, с трибуны прозвучало совсем уж сомнительное объяснение дефицита: дескать, Правительство в конце 2003 года, легко перевыполнив бюджет по доходам, сорвет дополнительные аплодисменты в свой адрес. Не думаю, что при формировании бюджета Премьер-министр Рустам Минниханов думал о “моральных дивидендах”. Он не любитель светиться в прессе и на экранах: и на интервью соглашается редко, и в различные поездки не берет даже пресс-секретаря. Избежать большого дефицита можно единственным путем, напомнил активно участвующий в работе сессии Президент РТ Минтимер Шаймиев. Нужно увеличивать налоговую базу, чтобы собирать больше доходов в бюджет. Чем больше соберем, тем больше нам останется. На нынешней сессии депутаты и предложили Правительству пересмотреть прогноз по доходам за пользование природными ресурсами (в нынешнем году по этой статье собрали больше налогов, чем запланировали на 2003 год), от предпринимательской деятельности (один процент от всех доходов бюджета – это же смешно), от реализации государственного имущества. Есть возможность активнее работать с деньгами населения, особенно по ипотечному кредитованию. В республике эта работа вообще находится в зачаточном состоянии. Сэкономить немалые средства можно и за счет грамотного, целевого использования бюджетных средств. В республике работают два казначейства – республиканское и федеральное, а нарушений в этой области еще немало. После каждого заседания Комитета парламентского контроля мне приходится пить валерьянку, сказал Тауфик Сафин, столько фактов нецелевого расходования денег выявляется депутатами. Другая проблема, всерьез обеспокоившая депутатов, – это резкое сокращение доходной базы местных бюджетов. Если в нынешнем году соотношение местных и республиканского бюджета – 40 на 60, то в 2003 году предполагается – 23 на 77. Мы не просто забираем деньги у местных бюджетов, мы забираем их под конкретные полномочия, причем под реальные, заметил Минтимер Шаймиев. Централизуются средства на развитие жилищно-коммунального хозяйства, на другие цели. С другой стороны, если течет крыша или не греют батареи, люди ведь не поедут в Казань, пойдут к районному начальнику. Эти доводы, кажется, были услышаны, и средства на текущий ремонт зданий, скорее всего, через поправку будут переданы в местные бюджеты. Кроме того, при таком соотношении между местными и республиканским бюджетами власти на местах теряют заинтересованность в сборе налогов. Если четыре пятых всех денег уходит в республиканский центр, пусть Казань и мучается со сбором доходов. Местным органам нужно больше доверять, отметил Фарид Мухаметшин. Нельзя же забирать оттуда все деньги. В ходе обсуждения проекта депутаты предлагали Правительству обратить серьезное внимание на поддержку молодых семей жильем, на развитие наукоемких отраслей, на недопустимо низкую зарплату работников бюджетной сферы, на решение социальных проблем села. С трибуны звучали факты необъяснимо высоких цен в общежитиях, в частности в общежитии КамАЗа, где одно койко-место стоит более 300 рублей. Получается, что кто хуже живет, тот больше платит. Социальные гарантии должны быть для всех одинаковыми. Это особенно важно, подчеркнул депутат Ю.Якубов, в условиях, когда мы начинаем реформу ЖКХ. Как бы от этой реформы не выиграли владельцы коттеджей… Развитием услуг на селе озабочен и Президент республики. Минтимер Шаймиев уже дал поручение Минэкономпрому РТ разработать программу телефонизации и информатизации Татарстана. По сути, вся республика будет опутана оптико-волоконными линиями связи, что даст мощный толчок развитию банковской сферы, телефонизации, компьютеризации. Причем финансировать эту программу готовы коммерческие структуры, которые видят здесь возможность для повышения эффективности своей работы. Если проект будет реализован, то состоится существенный прорыв в рынок высоких технологий. После обсуждения депутаты приняли бюджет в первом чтении. Самая главная работа впереди. Предстоит делить деньги по статьям расходов. Вот тут придется у кого-то деньги забирать, чтобы кому-то добавить. Сейчас идет сбор поправок, которые планируется обсудить на сессии парламента после 20 декабря. А герой пьесы Хабибрахман в театр, несмотря на запрет отца, все-таки пошел. Умная жена его уломала. Смогут ли депутаты уломать Правительство?
Состоится ли поход в театр?
Наблюдая по монитору первое чтение по проекту бюджета на 2003 год (журналистов в большой зал не пустили из-за нехватки мест), которое состоялось на сессии Госсовета в минувший четверг, не могла отделаться от мысли, что где-то я это уже видела.
30.11.2002
+1
+1
+1
+1
Подпишитесь на новости газеты “Республика Татарстан” на Дзене и в Telegram