Казанские самолеты пробиваются на рынок.

Говорят, лбом стену не прошибешь, особенно если эта стена – федеральный центр.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Говорят, лбом стену не прошибешь, особенно если эта стена – федеральный центр. Но бывают и исключения. Они случаются чаще всего тогда, когда ясна цель, когда “стеноразрушители” понимают: больше сокрушать крепости некому. Именно так Татарстан на протяжении десяти лет доказывал Москве, что авиастроение – это основа промышленно развитых стран, что государство должно поддерживать отрасль, иначе мы безнадежно откатимся назад. Федеральный центр поддерживал Казань, как, впрочем, и другие авиастроительные регионы, писал важные бумаги, принимал постановления и распоряжения. Но все оставалось по-прежнему.


За это время многие заводы “умерли”, но руководство Татарстана продолжало штурмовать бюрократический бастион. Когда слова уже не помогали, республика начала активно вкладывать деньги в освоение нового самолета Ту-214. То, что эту машину сертифицировали, – полностью заслуга республики. Продажа двух машин потребителям, по сути, отрезала Правительству РФ дорогу назад: уже нельзя было отказаться от финансовой поддержки КАПО имени Горбунова. Нельзя было закрыть глаза на авиастроительный завод, который, по сути, единственный в стране в прошлом году собрал новые авиалайнеры. Эти две машины спутали все карты и крупнейшим мировым производителям самолетов, и их лоббистам в Москве. Теперь уже нельзя рассматривать Россию только как потребителя иностранных самолетов, в России еще не разучились делать собственные.


Татарстанский лоб все-таки разрушил федеральную стену, и в конце прошлой недели Правительство России (через два года с момента обещаний) выделило-таки Финансовой лизинговой компании средства в счет оплаты уставного капитала. На счета ФЛК пришли законные (выигранные в федеральном конкурсе) 1,575 млрд. рублей. Об этом журналистам было сказано на недавней пресс-конференции в Кабинете Министров РТ, в которой приняли участие заместитель министра экономики и промышленности РТ Сергей Мухин, генеральный директор КАПО Наиль Хайруллин, исполнительный директор ФЛК Евгений Зарицкий. Теперь “уставник” Финансово-лизинговой компании распределяется таким образом: чуть более 50 процентов акций принадлежит федеральному Правительству, чуть более 20 процентов – Татарстану, остальное – ОАО “Татнефть” и аффилированным с ней структурам.


Полученные средства позволят наконец КАПО приступить к реализации бизнес-плана, рассчитанного на производство и реализацию 10 самолетов


Ту-214. Сегодня ситуация на предприятии стабилизировалась, в прошлом году сдано два самолета, в нынешнем году будет продано столько же. Сформирован портфель заказов на следующий год. Однако, как справедливо заметил Наиль Хайруллин, еще рано говорить о том, что завод твердо стоит на ногах и готов “бежать вперед”. Без финансовой поддержки государства тяжело вернуть былое величие отрасли, которая десятилетие находилась в простое. И речь не только о непосредственном производителе машин – авиационном объединении имени Горбунова. Это предприятие сегодня работает с двумя тысячами заводов – изготовителей комплектующих. Предприятия эти в последние годы практически не занимались самолетостроением, там не сохранились кадры, изношено оборудование. Эти заводы просто не в состоянии по графикам и качественно выполнять заказы КАПО. Казанцы в буквальном смысле учат их заново работать. Восстановить потерянное за короткий период сложно, поэтому и случаются сбои при эксплуатации новых машин. Самое обидное то, что брак в работе смежников трудно обнаружить на входном контроле, он выявляется, как правило, во время полетов. Вот и простаивают самолеты вместо того, чтобы работать. Есть проблемы и с обеспечением авиакомпаний запасными частями. В ситуации, когда КАПО испытывало серьезные финансовые трудности, было невозможно обеспечить эксплуатационников полным комплектом запчастей. Сегодня положение предприятия нормализуется, и “техаптечка” для самолета находится у владельцев машины.


Проблемы с использованием новой машины вполне предсказуемы. К новой технике привыкают производители, эксплуатационники, ремонтники, предприятия-смежники. Не случайно все расходы, возникающие в ходе “притирки”, берет на себя федеральный бюджет.


Новый самолет вызывает неподдельный интерес у потребителей. Переговоры о его продаже идут как с российскими, так и зарубежными авиакомпаниями. Буквально на днях в Москве и в Казани работала группа ливийских специалистов, сообщил Наиль Хайруллин, они составляли техническое задание на машины, которые могли бы закупить.


Ту-214, судя по всему, приглянулся ливийцам во время демонстрационных полетов. Теперь они приехали, чтобы более детально обсудить условия возможной сделки. Переговоры – дело долгое. Одни соглашения о намерениях могут вылиться в контракты, другие – оказаться мыльным пузырем. В сейфе у генерального директора КАПО – целая пачка таких документов. Многие из них сегодня вызывают улыбку: кто только не хотел купить Ту-214. Иных уж нет, а те далече…


Если судьба Ту-214 более-менее ясна и машина заняла свое место на рынке, то что будет с самолетом Ту-324, сегодня не знает никто. Работы по этому проекту не ведутся уже около трех лет, хотя в него вложено около 70 млн. долларов (общая стоимость всех работ оценивается в 300 млн. долларов). Первоначально были найдены внебюджетные источники финансирования, прежде всего – экспортно-нефтяные. Затем федеральное Правительство этот источник прикрыло, а новый не нашло. Татарстан неоднократно предлагал новые схемы финансирования работ по освоению Ту-324, только в последний раз, во время приезда Председателя Правительства РФ Михаила Касьянова в Казань, руководство республики представило четыре варианта финансовых схем. Михаил Касьянов дал 10 дней для проработки этого вопроса, прошло уже несколько месяцев… Единственное, на что сподвиглось Правительство, так это объявить федеральный конкурс “Региональный самолет”. Большей глупости и представить трудно. Такой самолет уже есть (Ту-324), он вписан в общероссийскую федеральную программу развития гражданской авиации. Однако под этот конкурс деньги нашли, а чтобы довести до неба уже начатую машину – нет.


Между тем ситуация может сложиться так, как в свое время со стоместным самолетом. Пока отечественные предприятия его разрабатывали и осваивали, “Боинг” и “Эрбас” поставили на рынок свои машины. Пятидесятиместный Ту-324 также теряет свой рынок, конкуренты ведь не спят, да и возможностей у них побольше.


Появление на рынке новых машин Ту-214 и возможное появление Ту-324 (Татарстан не перестает штурмовать федеральные стены) не вызывает восторга у конкурентов, отметил исполнительный директор ФЛК Евгений Зарицкий. Этот рынок (его стоимость триллион долларов) уже поделили “Боинг” и “Эрбас”. Они не собираются пускать туда другие страны. Россия рассматривается только в качестве потребителей новых машин. КАПО же пытается штурмовать и эту стену.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще