Два года назад генеральный директор “Татнефти” Шафагат Тахаутдинов, реагируя на критические замечания журналистов о недостатке информации, пообещал, что отныне он будет ежеквартально встречаться с представителями прессы, чтобы ответить абсолютно на все их вопросы. Мы тогда, конечно, усомнились, сдержит ли он свое слово, учитывая занятость и постоянные командировки. Тахаутдинов, как оказалось, о своих обещаниях помнит, и в минувший вторник пресс-служба компании в очередной раз пригласила журналистов на пресс-конференцию в Альметьевск. Разговор был долгий и обстоятельный, прессу никто не ограничивал ни по времени, ни по сути задаваемых вопросов.
2002 год легким для “Татнефти” никак не назовешь. С начала года вступил в силу Налоговый кодекс, который предусматривал вместо трех налогов для добывающих компаний один-единственный (на добычу полезных ископаемых), но зато какой! Он в значительной мере суммарно перекрывает прежние. В итоге только за девять месяцев “Татнефть” переплатила в бюджеты разных уровней 2,6 млрд. рублей.
Наша справка. С начала года компания добыла 18,416 млн. тонн нефти, реализация (вместе с покупной нефтью) составила 80 млрд. рублей. Пробурено 726 тысяч метров горных пород, сдано в эксплуатацию 379 скважин. Капитальные вложения достигли 7 млрд. рублей. Балансовая прибыль – 11,5 млрд. рублей.
Кроме того, начало года принесло нефтяникам низкие цены на сырье и чехарду на внутреннем рынке страны. Добытую нефть было трудно пристроить на нефтеперерабатывающие заводы по приемлемым ценам. В итоге “Татнефть” недобрала прибыли и сократила поступления в бюджеты разных уровней. Для республиканской казны это был сильный удар, поскольку нефтяные доходы составляют около 37-40 процентов всех поступлений. Тогда Правительство РТ обратилось к “Татнефти” с просьбой сохранить прогнозный уровень платежей в бюджеты разных уровней. В итоге, по словам Шафагата Тахаутдинова, в иные месяцы “Татнефть” переплачивала в казну до миллиарда рублей. Сейчас ситуация на нефтяном рынке нормализовалась, и, скорее всего, расчеты между республикой и компанией придут в нормальное состояние. Более того, нефтяники за счет удачной конъюнктуры цен превысят прогнозные показатели по платежам в бюджет на 300 млн. рублей.
Неблагоприятная ситуация на рынке заставила нефтяников по-новому взглянуть на свои расходы. Руководителей компании в какой-то мере подстегивала возросшая на 20 процентов себестоимость продукции. И дело тут не только в изменении налоговой политики центра. Сказались возросшие тарифы на электроэнергию и транспортировку нефти. В начале года была разработана целая система мер по оптимизации затрат. Во-первых, на 40 процентов были снижены складские запасы, а служба материально-технического снабжения была жестко централизована. Во-вторых, началось укрупнение смежных предприятий. В итоге численность работников “Татнефти” снизилась на 7,4 процента, было выведено из работы более 500 единиц техники. И “малым числом” удалось сохранить прошлогодний уровень добычи нефти.
Дела нефтехимические
В июле нынешнего года, как уже сообщала наша газета, в составе “Татнефти” была создана управляющая компания “Татнефть – нефтехим”. Ее главная задача – сконцентрировать усилия всех предприятий нефтехимического комплекса, контрольными пакетами акций которых владеет “Татнефть”. Результаты работы предприятий во втором полугодии показывают, что шаг был правильным.
В октябре “Нижнекамскшина” впервые за последние годы выпустила более одного миллиона шин. И столько же было реализовано. В 2002 году предприятие поставило на рынок 9,8 млн. штук шин. В 1999 году (пока шинники не попали под контроль “Татнефти”) объем производства составлял 8,3 млн. штук.
Более того, сейчас идет реализация проекта по выпуску шин радиальной конструкции. Его стоимость около 80 млн. долларов, вложено уже 30 млн. долларов. Более того, в ближайшее время будет объявлен тендер на выбор иностранного партнера по производству высококачественных шин. “Нижнекамскшина” предоставляет мощности, партнеры – финансовые средства. Кто конкретно станет ее “супругом”, никто сказать не берется. Процесс “ухаживания” может длиться годами, зато союз будет прочным.
“Татнефть” выкупила контрольный пакет акций Нижнекамского механического завода. Теперь нефтяники со спокойной совестью могут объединить все механические службы Нижнекамской зоны и тем самым повысить качество, снизить себестоимость сервисных услуг для нефтехимического комплекса. А комплекс этот будет постоянно расширять свои мощности. Уже в июле 2003 года войдет в эксплуатацию завод по производству масел. Его проектная стоимость 32 млн. долларов, более половины средств (20 млн. долларов) уже вложено. Теперь нужно ждать появления “Татнефти” на этом рынке продукции.
Серьезный шаг в развитии производства сделан на Ефремовском заводе синтетических каучуков. Объем выпуска продукции там вырос кратно. Теперь ожидается качественный рывок. На предприятии выпущена опытная партия (7 тысяч тонн) нового каучука. Его отправили на пробу крупнейшим производителям шин – компаниям “Пирелли” и “Мишлен”. Отзывы пришли благоприятные, поэтому в 2003 году уже планируется выпустить 25 тысяч тонн каучука. За счет разницы цен на каучук на внутреннем и внешнем рынках завод может получить хорошую прибыль.
Ну и наконец в декабре нынешнего года планируется ввести в строй базовый комплекс Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода. Ряд установок уже пущен, сообщил Шафагат Тахаутдинов. Буквально на днях дал первую опытную продукцию комплекс по очистке дизельного топлива от серы. Как известно, в первоначальные стратегические замыслы по созданию завода были внесены серьезные коррективы. Если раньше НПЗ имел “топливную” ориентацию, то теперь – нефтехимическую. Его главная задача – загрузить сырьем ОАО “Нижнекамскнефтехим”.
Дела рыночные
Выстраивая вертикально интегрированную компанию, ОАО “Татнефть” попутно избавляется от непрофильных предприятий. Одни сделки купли-продажи уже состоялись, другие только намечаются. По словам Шафагата Тахаутдинова, уже реализован пакет акций Альметьевского трубного завода. Нефтяники владели 30 процентами акций, ОАО “Татгазинвест” имело столько же. В итоге металлургическая компания, выкупив акции у татарстанских предприятий, получила контроль над альметьевскими трубами. В 2003 году планируется, что объем выпуска на этом предприятии возрастет.
Совет директоров “Татнефти” принял решение о продаже контрольного пакета акций компании “Татинком” (88 процентов). Стоимость этого пакета, по оценкам экспертов, – около 40 млн. долларов. Нефтяники получили предложения от покупателей, которые готовы купить компанию за 25-30 млн. долларов. Однако хозяева готовы расстаться с “Татинкомом” только за 37,5-42 млн. долларов. Слишком много средств было вложено в раскрутку этого предприятия. Ведь с 2000 года число абонентов телефонной сети выросло с 17 тысяч до 110 тысяч. Раскрученная компания стоит дорого.
“Татнефть” планирует избавиться и от своих сельхозпредприятий. Руководство компании намерено наделить своих работников собственностью, но как это будет сделано, на каких условиях, решит совет директоров, заседание которого состоится в ближайшее время.
Дела партнерские
Нефть мало просто добыть. Нефть нужно выгодно продать как на зарубежном, так и на внутреннем рынках. Как оказалось, внутри СНГ это сделать подчас труднее, чем за его пределами. Газеты неоднократно писали о сложностях, которые испытывала “Татнефть”, налаживая пошатнувшиеся контакты с украинскими и московскими коллегами. На пресс-конференции журналисты вновь спросили генерального директора компании: удалось ли найти общий язык с партнерами? Судя по всему, проблемы у “Татнефти” еще остаются. После неоднократных переносов собрание акционеров “Укртатнафты” решено провести 15 января. Татарстанские нефтяники и дружественные им компании имеют контрольный пакет акций этого предприятия и намерены серьезно рассмотреть стратегию развития ОАО “Кременчугнефтеоргсинтез” и решить кадровые вопросы.
Что касается Московского нефтеперерабатывающего завода, то “Татнефть” требует одного – доступа к мощностям, соответствующего пакету акций компании (20 процентам). За рубежом ведь как, отметил Тахаутдинов: имеешь один процент – на эту долю можешь перерабатывать сырье. Мы хотим того же. К сожалению, некоторые руководители МНПЗ этого не понимают. Искаженную информацию получает и Юрий Лужков. Хотя, напомнил генеральный директор “Татнефти”, мы не оставили Москву без сырья, когда в России невозможно было найти нефть и заводы простаивали. Добро нужно помнить.
Дела банковские
Правительство РТ рекомендовало “Ак барс”-банку и банку “Зенит” обсудить вопрос об объединении. Процесс этот долгий, нужно проработать массу юридических моментов, провести не один совет директоров. Скорее всего, головной офис укрупненного банка будет в Москве. Трудно сказать, когда произойдет объединение, не ясно, и как будет назван новый банк. Одно из предложений – “АББ – “Зенит”. Возможно, инициаторы объединения хотят сохранить в названии присутствие обоих банков.
Дела зарубежные
Особое внимание во внешней стратегии “Татнефть” уделяет Ирану, Ираку и Сирии. В Ираке уже работает бригада буровиков, которая по контракту должна пробурить 45 скважин. Если работа пойдет успешно, то будет реализован и второй контракт – на бурение еще 33 скважин.
В Иране татарстанские нефтяники оказывают сервисные услуги, которые уже приносят доходы. В Сирии “Татнефть” планирует принять участие в тендере на разработку нефтяных месторождений как самостоятельно, так и в паре с “Зарубежнефтью”.