Что такое качество? Нужен ли системный подход к его обеспечению? Необходима ли сертификация систем качества малых фирм? Можно ли облегчить проблемы, связанные с подготовкой к сертификации и с самой сертификацией малых фирм, и что для этого необходимо сделать? С чем связаны основные трудности освоения малыми фирмами международных стандартов качества ISO серии 9000 третьей версии (2000 года)?
Эти вопросы неизбежно возникают при рассмотрении проблем качества и конкурентоспособности малых фирм наукоемкого бизнеса.
Попробуем на них ответить.
Итак, качество – это удовлетворенность потребителя, то, что им может быть оценено и востребовано. На глобальном конкурентном рынке это заставляет производителя непрерывно совершенствовать добротность товара, что вынуждает формировать системный подход к ее обеспечению. Данный подход заложен в международных стандартах ISO серии 9000. Стандарт ISO 8402:1994 гласит: “Всеобщий менеджмент качества – это метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей долгосрочного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации и хозяйства в целом”. Таким образом, занимаясь качеством, предприниматель решает как личные проблемы, связанные с экономическим благополучием и реализацией своих склонностей и амбиций, так и общественные, связанные с уплатой налогов, созданием рабочих мест, развитием определенных секторов экономики страны.
На соответствие требованиям стандартов ISO серии 9000 осуществляется сертификация системы качества товаропроизводителя. Необходима ли она малым фирмам наукоемкого бизнеса? Да, необходима. Причины, побуждающие малую фирму осваивать эти международные стандарты, делятся на две категории – внутренние и внешние. К внутренним относится возможность использовать сертификат как рекламу, доказывающую покупателям и потенциальным заказчикам свои возможности, а также облегчить сертификацию продукции. К сожалению, внутренние мотивы для малых наукоемких фирм России, за редким исключением, практически не срабатывают.
Определяющими являются внешние причины. К ним относятся требование заказчика, как реального, так и потенциального (например, государственного или при участии в тендерах, конкурсах), желание выйти на внешние рынки, на которых наличие сертифицированной системы качества является обязательным условием.
Какие проблемы характерны для малых наукоемких фирм при освоении ими международных стандартов ISO серии 9000? К их числу относятся, во-первых, слабое, а в ряде случаев и полное отсутствие документированных процедур формирования системы качества; во-вторых, ограниченные финансовые средства для разработки и поддержания в рабочем состоянии системы; в-третьих, методические трудности, связанные с пониманием и применением международных стандартов, обусловленные несовершенством налогового таможенного законодательства.
Для снижения бремени затрат по освоению предприятиями международных стандартов во многих странах используется государственная поддержка. Для малых фирм инновационно-технологических центров (ИТЦ) России такая поддержка в прошлом году была оказана Федеральным фондом содействия развитию малых форм предпринимательства в наукоемкой сфере по договору с Госинпром-КНИАТ. Договор предусматривал следующие основные принципы этой поддержки: количество малых фирм должно быть не менее восьми с охватом не менее чем трех ИТЦ; помощь осуществляется только на стадии разработки, документирования и внутренней проверки системы качества; средства поддержки идут не “напрямую” фирмам, а лицензированному и сертифицированному учебно-консультационному центру (Госинпром-КНИАТ). В перечень поддержки включаются только те фирмы, которые документально подтверждают готовность к проведению данной работы и последующей оплате расходов, связанных с сертификацией системы качества; подготовка фирм к сертификации ведется по требованиям стандартов ISO серии 9000 третьей версии.
Применение этих принципов преследовало цель экономии государственных средств, которые, не “распыляясь” на отдельно взятые фирмы, работали бы путем кооперирования учебной и консультационной деятельности как на отдельные фирмы, так и на группу фирм. Такая деятельность заключалась в организации семинаров, которые были проведены отдельно для руководителей малых наукоемких фирм, разработчиков систем и внутренних аудиторов. Кроме этого, все фирмы получили макеты организационно-распорядительных и общесистемных документов, предусмотренных требованиями международных стандартов.
Руководствуясь этими принципами, организаторы отобрали восемь малых наукоемких фирм ИТЦ из Санкт-Петербурга (3 фирмы), Казани (4), Москвы (1 фирма). Головным исполнителем работ был выбран Госинпром-КНИАТ. После завершения обучения, разработки и передачи макетов документов фирмам основная тяжесть работ переместилась с плеч консультантов на плечи специалистов фирм, которым предстояло превратить макетные документы в реальные, рабочие. На этом этапе возникли определенные сложности. Большая загруженность специалистов малых фирм основной работой не оставляла им времени на то, чтобы не только проработать, а даже ознакомиться с макетами документов, переданных консультантами. Многие руководители малых фирм считали и до сих пор считают, что им нужны не макеты, а готовые документы. Они не понимают, что исполняться будет лишь тот документ, который “пропущен через себя” путем его многократной корректировки.
Общеизвестно, что документирование системы качества хотя и трудоемкая, но все же не основная деятельность по освоению международных стандартов. Ее нельзя миновать. А в стандартах ISO серии 9000 третьей версии и этого мало. Необходимо документально подтвердить непрерывное совершенствование системы (ее эффективность, результативность, удовлетворенность продукцией потребителей). Это означает, что система должна пройти определенный период “обкатки”.
Накопленный опыт взаимодействия малых фирм с консультантами позволил найти эффективные и однозначные организационные и методические подходы в этом вопросе. Это, например, подготовка матрицы ответственности должностных лиц фирмы на стадии разработки и документирования системы, универсального плана-графика ее освоения, четкого разграничения ответственности консультантов и специалистов фирмы по отдельным этапам выполнения работ, уточненные и упрощенные макеты документов и ряд других положений.
В заключение отметим, что системная работа с малыми предприятиями позволила получить реальные результаты. Сегодня пять из восьми фирм прошли сертификацию. Сертификаты получили четыре казанские фирмы: “ТЕКО”, “Медфармсервис”, “ЭлеПС”, “МВЕН” и санкт-петербургская фирма “Азимут”. Другие фирмы – из Санкт-Петербурга и Москвы – завершили работу и подали заявку на сертификацию.
И.ЗАКИРОВ.
Президент Татарстанского отделения Академии проблем качества России.
В.СМИРНОВ.
Вице-президент ТО АПК Р.