Около двух лет прошло с тех пор, как международная организация по стандартизации (ISO) ввела в действие новую (третью по счету) версию стандартов серии 9000. До 15 декабря 2003 года одновременно действуют и вторая и третья версии стандартов ISO серии 9000, этот период считается переходным. Особенность его в том, что те предприятия, которые сертифицировали системы качества по второй версии и желают сохранить статус “сертифицированных”, должны пройти ресертификацию, а те, которые претендуют на этот статус, должны ориентироваться уже на новую версию стандартов. Конечно же, цель и подготовки, и сертификации системы качества предприятия по “новой” и по “старой” версиям стандартов ISO 9000 одинакова – это наведение элементарного порядка на предприятии, повышение результативности его деятельности и конкурентоспособности. Разнятся лишь принципы (ориентиры), подходы и методы к созданию системы и ее оценке.
Чем принципиально третья версия стандартов отличается от второй? Конечно же, динамичностью. То, что ранее (во второй версии) подразумевалось, введено (по третьей версии) в ранг требования. Это постоянство и непрерывность улучшения результата деятельности (качества продукции), процессов его достижения (экономичности) и удовлетворенности потребителя. И система качества только тогда становится ею, если она реально подтверждается не столько сертификатом, сколько экономическими показателями деятельности предприятия.
Не секрет, что большинство российских и татарстанских предприятий, сертифицировавших системы качества по второй версии стандартов ISO серии 9000, не только не улучшили, но даже ухудшили свои экономические показатели. По третьей версии международных стандартов серии 9000 такие предприятия уже не могут оставаться в статусе сертифицированных (правда, статистические данные на этот счет отсутствуют).
Каков же выход? Прежде всего, в неформальном подходе, и в первую очередь высшего руководства, к созданию и задействованию системы качества. А как этого добиться? Только через обучение. Причем не столько конкретике (показателям, критериям, индикаторам и т.п.), сколько принципам, идеологии, философии ведения бизнеса через призму “взаимной ответственности, взаимной выгоды”. А возглавить эту работу должен руководитель, “первое лицо”.
Должны быть проанализированы и оценены все осуществляемые в организации процессы с точки зрения их целесообразности, надбавленной стоимости и самое главное – заинтересованности и удовлетворенности пользователей результатов (потребителей). Только процессы, которые удовлетворяют тех, на кого они ориентированы, имеют “право на жизнь”. По третьей версии стандартов ISO серии 9000 процессы, а соответственно, их исполнители являются основным источником качества и некачественности. Поэтому иногда стандарты ISO серии 9000 третьей версии называют стандартами “процессного подхода”, а персонал предприятия считается его главным стратегическим ресурсом, создателем и исполнителем системности работы, именуемой “качеством”. Только поняв это и применив на практике, можно достичь ощутимых, реальных результатов.
Ориентация на потребителя и процессы – это базовые принципы стандартов новой версии, вокруг которых строится система качества. А вот практическим инструментом ее реализации является вовлеченность всего персонала организации в деятельность по улучшению продукции и процессов. Никому еще не удалось и едва ли удастся создать “внешнее качество” без “внутреннего”, то есть того микроклимата в коллективе предприятия, который этому способствует. Это, в свою очередь, определяется той позицией, которую занимает высшее руководство предприятия относительно своей роли в создании системы качества, ее “открытости”, “прозрачности”, “признаваемости”, “поощряемости”.
Очень легко, что присуще большинству руководителей российских предприятий, скатиться на формальный путь “создания” системы качества, то есть только ради получения сертификата. На определенном этапе подготовки предприятия к сертификации формализм, безусловно, имеет место, но если получение сертификата становится не сопутствующей, а основной целью, то неизбежной становится и дискредитация системы качества, стандартов ISO серии 9000. Только убежденность и приверженность высшего руководства принципам и идеям качества, доведенные до образа действий, непрерывность обучения, совершенствование знаний в области менеджмента качества и главное – их практическое применение обеспечат реальное развитие и процветание как каждого отдельно взятого предприятия, так и национальной экономики в целом.