Именно так охарактеризовал активное действо, развернувшееся вокруг законопроекта о бюджете Республики Татарстан на 2003 год, председатель Комиссии по науке, образованию, культуре и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев.
14 ноября в рамках этой комиссии состоялось обсуждение проекта. Народу было много, почти как на заседаниях малого парламента. Приглашенные, они же лоббисты, взволнованно перелистывали пухлую пачку с распечаткой законопроекта.
Вопросов к заместителю министра финансов Алексею Шишкину, представившему документ и сыпавшему цифрами, оказалось немало. И основной их смысл, как догадывается читатель, сводился к извечной теме: почему Правительство из года в год не учитывает насущные нужды учреждений науки, культуры и образования? Если это не остаточный принцип, то что же? Например, почему не заложены средства на капитальный ремонт школ и их текущее содержание, на методическую литературу? Сколько можно держать на голодном пайке медиков, педагогов, вынужденных работать на полторы или две ставки, чтобы свести концы с концами?
Похоже, никого из депутатов не тронули ни те новшества, о которых рассказал Алексей Геннадьевич (например, впервые в виде приложения к закону определены конкретные источники финансирования дефицита бюджета, кодифицированы доходы и нормативы отчисления в бюджет республики и в местные бюджеты, очень подробно распределена расходная часть – по разделам, подразделам, целевым статьям), ни те трудности, которые испытывает бюджет нынешнего года (за девять месяцев удельный вес налоговых поступлений снизился до 49 процентов), ни те потери, которые грозят консолидированному бюджету республики в 2003 году (а это 3,7 млрд. рублей).
Расходы будущего бюджета не могут быть выше уровня текущего года, твердо заявил финансист, они составят 50,6 млрд. рублей (против 53,2 млрд. в 2002 году), а дефицит бюджета – 3,4 млрд. рублей, или около 10 процентов.
Зто означает, что тем, кто состоит в бюджетной сфере, придется потуже затянуть пояса. Все же лучше знать правду и не надеяться на улучшение жизни, нежели быть обнадеженным и обманутым. И тем не менее народные избранники, видимо, считают, что некое перераспределение средств, пока закон еще не утвержден, вполне возможно. Правда, они не указывают, чей именно карман при этом облегчить.
Мы можем понять Правительство республики, которое представило нам столь печальный бюджет, но не можем не понять также тех, кто с болью и криком души представил сегодня здесь свои аргументы, сказал Разиль Валеев, закрывая заседание. Предложения членов комиссии вылились в солидный перечень организаций и учреждений, которым необходимо увеличить финансовые средства. Так, Академии наук РТ для издания Татарского энциклопедического словаря требуется 3000 тыс. рублей, а для проведения археологических экспедиций и конференций, посвященных 1000-летию Казани, и реализации фундаментальных и прикладных исследований – еще 6000 тыс. рублей. Кроме того, ученые просят капитально отремонтировать им некоторые здания и приобрести оборудование для подключения к сети Интернет.
Помощь в оснащении компьютерной техникой и современной аудио-и видеоаппаратурой требуется факультету журналистики, социологии и психологии Казанского государственного университета (6387 тыс. рублей). 41000 тыс. рублей просит НИОКР, правда, требование сформулировано весьма обтекаемо – для разработки перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.
Возможно, кое-что (из заявленных депутатами дополнительно 5163 тыс. рублей) перепадет периодической печати и издательствам в плане увеличения ставок авторского гонорара. Депутаты считают, что нужно также поддержать журнал “Майдан” (3792 тыс. рублей) и ратуют за возобновление издания журнала “Казань” на татарском языке (6987 тыс. рублей). Они просят выделить дополнительно средства телерадиокомпаниям, библиотекам, кинематографу, Национальному музею, исполнительному комитету Всемирного конгресса татар, народным промыслам…
Как ни странно, пролоббировали народные избранники интересы даже такого мощного ведомства, как Министерство связи. Как было заявлено на обсуждении, нищим связистам необходимо выделить 4292 тыс. рублей для “обеспечения почтовых отделений оборудованием по приему и отправлению телеграмм на татарском языке”. И это еще не все. В связи со значительным ростом цен на бумагу и типографские услуги связисты просят увеличить свой бюджет на 19859 тыс. рублей.
Ну как тут не поверить поговорке о том, что ласковый теленок двух маток сосет! Кто побеспокоился заранее заглянуть в проект финансового документа, сверстанного Правительством, у того есть шанс если не напрямую, то через народных депутатов откусить поболее от бюджетного пирога. А ленивый и нерасторопный, понадеявшись на справедливость Минфина, может и вовсе остаться голодным.
Впрочем, как выясняется, просьба просьбе рознь. Одному руководителю института, в котором, как он охарактеризовал, обучают будущих министров и глав администраций, хочется, чтоб здание с помощью ремонта обрело лоск и шик – в воспитательных целях, разумеется, дабы выпускники стремились к достойной их окружающей среде. А другому руководителю – авиационного техникума – хочется такой малости, что впору заплакать! Он, представьте, мечтает вырваться из жуткой тесноты и обучать свой контингент не в три, как сейчас, а хотя бы в две смены!
А вот кому из них, прорвавшихся на трибуну парламента, чтоб помозолить глаза депутатам, повезет больше, это еще ба-а-альшой вопрос…