Так хотелось бы ответить на этот вопрос оптимистично: только хорошее! Однако лица участников очередного брифинга в Кабинете Министров РТ (он был посвящен бюджету и прогнозу социально-экономического развития республики на 2003 год) были такими унылыми, а вести – столь безрадостными, что, по всей видимости, журналисты еще долго могут не вспоминать фанфарные термины советских времен о “растущем материальном благосостоянии граждан”.
Увы, новый год нам готовит немало проблем. Бюджет-2003 весьма красноречиво об этом говорит. А экономические результаты, которые достигнуты в нынешнем году, еще раз подтверждают: большого рывка по природе быть не может. Производство, уставшее от реформ, из последних сил тянет лямку: десятые доли процента (!), на которые выросла промышленность, – тому подтверждение. И хотя специалисты Министерства экономики и промышленности заверяют, что к концу года промышленность подрастет на два процента, а валовый региональный продукт – на 3,5, верится в это с трудом, поскольку за десять месяцев мы наскребли всего лишь 0,9 процента.
На следующий год рост валового регионального продукта, сообщил заместитель министра экономики и промышленности Рашат Фаттахов, планируется в размере 3,2 процента, а в промышленности – 3,1 процента. Достигнуть этого может помочь только чудо, поскольку в России нет реальных условий для стабильного роста промышленного производства. Налоговая реформа, на которую были возложены столь большие надежды, как показывает нынешний год, себя не оправдала. Сократились поступления от налога на прибыль, не видно больших успехов в сфере малого и среднего бизнеса, все послабления для частного сектора скорее напоминают “удавку”. Федеральное Правительство на словах поддерживает собственного товаропроизводителя, а на деле – открывает российский рынок западным компаниям. Предстоящее вступление в ВТО, как полагают эксперты, приведет к сокращению собственного производства, а следовательно, к сокращению налоговой базы.
Трудно ожидать и больших доходов от нефтяной отрасли. Нынешний год показал, что добытую с таким трудом нефть в первой половине 2002 года было трудно пристроить на российском рынке из-за низких цен. “Татнефть” только в четвертом квартале пытается наверстать отставание по прибыли. В течение девяти месяцев нефтяники из-за ситуации на рынке потеряли около 7 млрд. рублей прибыли, в октябре это отставание удалось сократить на два миллиарда рублей. По словам Рашата Фаттахова, до конца года компания сможет выйти на прогнозные показатели, и этот рывок будет спасением для республики, которая зависит от состояния нефтяной отрасли.
Большие надежды Правительство связывает с ростом производства на КамАЗе. По прогнозу автомобильному гиганту в 2003 году предстоит увеличить производство грузовиков с 19,8 до 24 тыс. штук. Однако практика последних лет показывает, что прогнозы по Камскому автозаводу очень редко сбываются. И не потому, что люди там не умеют работать. Все дело в капризном рынке грузовиков, который упорно отказывается “проглатывать” те порции машин, что готовят ему экономисты и производители. Увеличивающееся предложение неизменно оборачивается “отрыжкой” излишков: либо затовариванием, либо победой “серого” рынка и бартера. Остается верить, что новый генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин (он вот-вот отметит свое сорокапятилетие) знает тайные рецепты, по которым можно реализовать на рынке запланированное количество грузовиков.
Министерство экономики и промышленности готовит весьма благоприятный прогноз по заработной плате на 2003 год. Средняя зарплата возрастет с 4100 рублей (именно столько она составила в октябре) до 4650 рублей. Кроме того, в бюджете 2003 года запланирован рост зарплаты бюджетников на 33 процента. Эти цифры могли бы нас очень обрадовать, если бы не одно “но”. По всей видимости, и сам Рашат Фаттахов прекрасно понимает, что реального облегчения жизни у основной массы людей не будет, поскольку, по данным статистики, треть населения республики находится за чертой бедности, их доходы ниже прожиточного минимума. Более того, соотношение доходов десяти процентов наиболее богатых и десяти процентов наиболее бедных постоянно возрастает. Если в 1995 году этот коэффициент составлял 6,7, то с 2000 года он вырос до 11. И никакие меры Правительства по росту заработной платы пока не могут изменить его.
Более того, можно предположить, что и в 2003 году вряд ли удастся заметно пополнить кошельки граждан. Предстоящая реформа ЖКХ, как и все остальные реформы, будет реализовываться за счет населения. Больше просто негде взять деньги. Предполагается, что все расходы в этой сфере будут консолидированы в республиканском бюджете (местные освободятся от этой статьи), откуда незащищенные слои населения получат субсидии. Основная же масса людей, судя по всему, будет платить по полной программе, за счет этих средств и будет существовать (или дальше разваливаться?) ЖКХ.
Негативные тенденции в экономике, изменение налогового законодательства (федеральный центр по-прежнему тянет одеяло в свою сторону) отразились и на доходной части бюджета-2003. По словам заместителя министра финансов Алексея Шишкина, если в 2001 году в республике оставалось 55 процентов собираемых налогов, то в 2003-м останется только 46. Общая сумма доходов консолидированного бюджета составит 47,2 млрд. рублей, расходов – 50,6 млрд. рублей. Впервые за многие годы бюджет сформирован почти с десятипроцентным дефицитом. Покрыть его планируется прежде всего за счет увеличения сбора налогов, кредитов и ценных бумаг. Заимствования будут производиться в крайних случаях, поэтому вся надежда – на реальный сектор экономики (а как он работает, см. выше). Основные статьи расходов связаны с поддержкой социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, с ростом зарплаты бюджетников.
По федеральной целевой программе социально-экономического развития РТ в 2003 году Татарстан получит 12 млрд. рублей, на один миллиард меньше, чем в нынешнем году. Эти средства будут использованы на мероприятия, связанные с 1000-летием Казани, для поддержки агропромышленного комплекса, на социальную защиту.
Характеризуя проект бюджета, Алексей Шишкин дал понять, что нынешний документ по степени прозрачности и точности – “самый-самый”. Он составляет более 200 страниц (бюджет нынешнего года – в два раза менее объемный), в нем растолкованы все статьи расходов и доходов до “молекулярного” уровня. В бюджете практически нет “прочих” расходов-лазеек, по которым неправильно использовались средства. Словом, нынешний документ, если его примут депутаты, может стать образцовым по форме. А по сути?.. Суть тоже ясна – нужно потуже затянуть пояса.