Кто проиграет: автомобилист, бизнесмен или монополист?

С 1 января будущего года в России вводится новый порядок взимания акцизов на нефтепродукты: данная налоговая нагрузка переносится с нефтеперерабатывающих заводов на топливораздаточные колонки.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

information_items_1347366578

С 1 января будущего года в России вводится новый порядок взимания акцизов на нефтепродукты: данная налоговая нагрузка переносится с нефтеперерабатывающих заводов на топливораздаточные колонки. То есть с производителей горюче-смазочных материалов – на продавцов. Новая система заработает в соответствии с принятым Госдумой и утвержденным Федеральным Собранием РФ законом “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации”. Ставки акцизов возрастут в среднем на 30 процентов. За одну тонну низкооктанового бензина налогоплательщик должен будет платить 2190 рублей, высокооктанового – 3000 рублей, дизельного топлива – 890, масла для карбюраторных и дизельных двигателей – 2440 рублей. Безакцизным останется лишь прямогонный бензин.


Пока вышеприведенная констатация фактов читателю мало о чем говорит. Хотя последствия нововведений почувствуют, скорее всего, все россияне, поскольку прогнозируемый резкий рост цен на топливо, как всегда, повлечет за собой повышение стоимости жизни вообще. Многие эксперты считают: если данный федеральный закон запустить в действие в нынешнем виде, неизбежны финансовые проблемы на рынке нефтепродуктов и обострение конфликтов интересов между хозяйствующими субъектами.


Связанные одной цепью…

АЗСКоротко суть новых правил игры заключается в следующем. Нефтеперерабатывающие заводы освобождаются от уплаты акцизов. А начисляется налог организациям, приобретающим нефтепродукты, в момент оприходования товара. Причем ко всем участникам операций с нефтепродуктами (по цепочке – от производителя и посредников-покупателей до продавца товара в розницу) предъявляется дополнительное требование: иметь помимо соответствующих лицензий еще и свидетельство о регистрации в качестве налогоплательщика. Тогда эти организации-посредники смогут рассчитывать на налоговые вычеты (по сути – на возврат “сверхнормативных” выплат). То есть подразумевается, что акцизное бремя ляжет на последнее звено цепи, через которую топливо попадает непосредственно к потребителю, – на владельцев автозаправочных станций. Кстати, свидетельство в состоянии получить далеко не все юридические лица, а лишь те, у которых есть в собственности мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов. Как правило, малые и средние предприниматели (а по данным Российского топливного союза, именно они контролируют 65 процентов розничной торговли бензином) такими мощностями не располагают.


К тому же на вычеты можно надеяться только при предоставлении налоговикам определенных документов, в том числе счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете каждый покупатель нефтепродуктов. Отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, сведениям, содержащимся в представленных им счетах-фактурах.


Проходить столь трудоемкую процедуру налогового контроля закон получателя товара не обязывает и каких-либо мер ответственности в отношении него не предусматривает. Значит, многие покупатели не станут проявлять большую активность. Понятное дело: допустим, я продаю вам бензин, но коль вы не являетесь мне близким другом, то вам абсолютно не интересно расшибаться в доску, чтобы я получила от государства компенсацию за нашу с вами сделку. Эта неприятность чревата тем, что один и тот же налог будет удерживаться со всех участников операций с нефтепродуктами, а зачет при реализации товара смогут получить избранные.


“Маленьких” опять обидели

Представители малого и среднего бизнеса республики принесли в редакцию “РТ” письма, направленные от имени Российского топливного союза, Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения и Объединения предпринимательских организаций России в адрес Президента РФ, руководства федеральной законодательной и исполнительной власти, а также лидеров некоторых политических партий. В принципе предприниматели не отрицают того, что принятый закон имеет стратегически правильный курс – на оздоровление экономической ситуации в стране. И в целом поддерживают изменение системы налогообложения операций с нефтепродуктами и переносом акциза из сферы производства в сферу потребления, как это принято во всем цивилизованном мире. Однако уверены: ряд положений документа создает предпосылки для возникновения многих негативных тенденций, в том числе решительно перекроит внутренний рынок нефтепродуктообеспечения России. Поэтому налоговое законодательство нуждается в соответствующих поправках, которые необходимо внести срочно – до вступления закона в действие. А времени для этого осталось совсем ничего.


– Нашу систему налогообложения я называю иезуитской, – признается государственный советник при Президенте РТ по вопросам недропользования, нефти и газа Ренат Муслимов. – Существующий дикий механизм взимания налогов наиболее пагубно отражается на малом и среднем бизнесе. Если при такой системе малые нефтяные компании не становятся банкротами, это объясняется лишь одним – выживаемостью россиян. Мы уже имеем печальный опыт “усовершенствования” налогового законодательства. К примеру, когда с первого января текущего года был введен единый налог на добычу полезных ископаемых, так называемый НДПИ, который заменил несколько оборотных налогов. Чиновники росчерком пера распорядились: размер НДПИ зависит от цены нефти на мировом рынке. И все прогрессивные наработки специалистов полетели в тартарары. Теперь нефтяникам невыгодно, чтобы мировые цены на нефть были высокими, так как от них зависит ставка налога. Тридцать процентов сырья реализуется на внешнем рынке, а семьдесят – на внутреннем, но в любом случае налог начисляется исходя из стоимости “черного золота” на мировом рынке. А когда она превышает двадцать один доллар за баррель, нефтяники сильно переплачивают…


Сегодня в США один литр высокооктанового бензина стоит 40 центов (по-нашему – 12,6 рубля), то есть процентов на 15 дороже, чем в России. По расчетам Р.Муслимова, при увеличении ставок акцизов на нефтепродукты процентов на 30 ситуация изменится с точностью до наоборот: цена одного литра российского бензина процентов на 13 превысит стоимость литра американского. Ставки акцизов на нефтепродукты растут примерно раз в два года, тем не менее цены на горючее повышаются постоянно. Продавцы топлива мотивируют сие, главным образом, ситуацией на мировом рынке нефти. Теперь у них появится еще один аргумент. По прогнозам некоторых аналитиков, вероятная потребительская стоимость топлива марки Аи-92 после 1 января 2003 года составит от 17 до 22 рублей за литр. А то, что прямогонный бензин не будет облагаться акцизами, спровоцирует массовое изготовление и реализацию некачественного топлива. Вот тогда помучаемся с движками своих “железных коней”.


– Очередные нововведения, само собой, ударят по потребителю и, безусловно, по малому и среднему бизнесу, – продолжает Р.Муслимов. – Получается, что государство только на словах поддерживает предпринимательство, на деле – потворствует структурам, которые и так хорошо защищены. В Госдуме идет явное лоббирование вертикально интегрированных компаний. Прослеживается курс на монополизацию топливного рынка, вытеснение малого предпринимательства из этого вида бизнеса.


Знакомая ситуация. Сегодня малые компании по добыче нефти полностью зависят от федеральных и региональных монополистов. Предприниматели разрабатывают только маргинальные месторождения с трудноизвлекаемыми запасами сырья. Тендеры на распределения недр (естественно, богатых недр) малые компании никогда не выиграют. И законы по поддержке предпринимательства на них не распространяются, поскольку к малому бизнесу относятся предприятия с численностью персонала не более ста человек и годовым оборотом в пятнадцать миллионов рублей. Что такое пятнадцать миллионов для нефтяной сферы?.. То есть по количеству работников эти компании могли бы быть причислены к малому предпринимательству, но по оборотам – не получается. Они же, в конце концов, не спички производят.


Вот и выходит: в Америке десять тысяч малых нефтяных компаний, а в России всего сто сорок. И не соответствует действительности то, что сегодня в нашей стране шестьдесят пять процентов розничной торговли бензином контролируется независимыми торговцами. Все гораздо проще: многие “точки” являются “дочками” тех же вертикально интегрированных компаний, которые вскоре поглотят оставшиеся малые и средние предприятия…


Если не успел – то опоздал

Налоговики, хотя и признают существование некоторых прорех в новом законодательстве, считают, что пока не стоит делить шкуру неубитого медведя.


– Механизм сбора акцизов законом расписан, – говорит заместитель начальника отдела косвенных налогов Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РТ Мария Игнатьева. – По поводу проблемных моментов налоговые органы подготовили свои предложения, которые внесли в Государственную Думу. Надеемся, они не останутся без внимания депутатов. Хотя гарантий нет. Налоговики не обладают правом законодательной инициативы. А определение экономической стратегии – прерогатива Президента, Правительства и Госдумы.


К тому же пока закон не заработает, сложно предусмотреть все нюансы – они будут проявляться уже в процессе его действия…


По словам М.Игнатьевой, в ситуацию с двойным налогообложением могут попасть организации, которые не определились со своими партнерами. К примеру, один из них не имеет свидетельства. А в законе, действительно, не прописана обязательность получения такого документа. В данном случае одна фирма не сможет компенсировать затраты на уплату акциза, а другая – окажется лишним звеном длинной цепочки и будет уничтожена рынком. Конечно, жесткая конкурентная борьба неизбежна.


– Поэтому пострадает тот, кто не согласует свои действия с партнером, – предупреждает М.Игнатьева. – До нового года времени осталось мало. Функции выдачи свидетельств возложены только на Управление Министерства РФ по налогам и сборам по РТ. Так что не стоит тянуть со свидетельством до 31 декабря и создавать аврал. Новое положение о взимании акцизов на нефтепродукты вступает в силу с 1 января 2003 года…


Только потребителям горючего, то есть владельцам автотранспортных средств, эта бумага не нужна. Ведь, по большому счету, груз оплаты акцизов переносится с НПЗ даже не на розничного продавца, а на конечного потребителя, поскольку налог, как всегда, будет включен в стоимость горючего. Так что нам с вами (а также промышленным предприятиям, сельхозкооперативам и прочим объектам, нуждающимся в топливе) без разницы, кто уплачивает акциз – производитель или торговец горючим.


Как считают высокопоставленные представители налоговых органов, возвратить стоимость акцизов будет сложно тем фирмам, у которых не все в порядке с налоговой отчетностью. Да, появляется промежуток по времени – между начислением акцизов и реальным сроком выплаты компенсаций.


– Но это вовсе не означает, что покупатель горючего авансирует государство, – уверяют налоговики. – Например, оптовые организации погашают налоги до двадцать пятого числа второго месяца после налогового периода, равного календарному месяцу. То есть выходит: когда для них наступит срок уплаты налогов, тогда же подойдет время реализации права на вычет. Работы налоговикам прибавится: пока в Татарстане имеется три плательщика акцизов на нефтепродукты, с нового года их количество несоизмеримо вырастет. Но увеличения численности персонала налоговой службы не предусмотрено…


В общем, по мнению татарстанских налоговиков, принятый механизм взимания акцизов может даже благоприятно отразиться на рынке нефтепродуктов. Исчезнут лишние посредники, которые удлиняют цепочку от производителя до потребителя топлива. Не секрет, что деятельность многих таких фирм заключается в торговле бумагами, а не конкретным продуктом. Введение налоговых постов, выставляемых в вотчинах компаний и призванных тщательно контролировать производство и реализацию нефтепродуктов, соблюдение налогового законодательства, приведет к сокращению количества недобросовестных налогоплательщиков и продавцов, торгующих ворованным или поддельным бензином.


Спорные моменты…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще