Земельный рынок в стране только начинает формироваться. Рыночные принципы нового Земельного кодекса, сменившие неопределенность общероссийской земельной политики, привели к ситуации, когда не только простые граждане, но и предприниматели зачастую не могут сориентироваться в сложившемся нормативном пространстве.
Сейчас в Татарстане активно проводится политика содействия развитию малого предпринимательства. В числе ее основных направлений – формирование устойчивого класса частных собственников, обеспечение равного доступа граждан и организаций к приобретению земельных участков в собственность и вовлечение земли в оборот, но при условии ее охраны как основы жизни и деятельности человека.
Своей главной задачей Минземимущество считает создание благоприятных условий для выкупа предпринимателями земельных участков. Поэтому сегодня министерство активизирует переоформление прав на земельные участки с учетом принципов, провозглашенных новым Земельным кодексом РФ. В чем суть этих принципов? В первую очередь, открыто и только на торгах предоставлять в собственность свободные земельные участки, отчуждать здания и строения вместе с земельными участками (за исключением земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте). Кроме того, до 1 января 2004 года юридические лица должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на правах собственности или аренды. Минземимущество РТ разработало механизмы приобретения по принципу “одного окна” гражданами и юридическими лицами свободных земельных участков под строительство, а также собственниками – земельных участков, где расположены принадлежащие им объекты недвижимости. Так, мы подготовили инструкцию о переоформлении (приобретении) прав на земельные участки. Кроме того, утвержден регламент, который детально разъясняет порядок выкупа или оформления аренды земельных участков. Эти документы приняты для обязательного исполнения нашими территориальными подразделениями и рекомендованы администрациям городов и районов Татарстана и ведомствам, участвующим в процессе оформления прав на земельные участки.
Процедура приобретения прав на земельный участок “в одно окно” позволяет собственникам зданий и сооружений в предельно короткие сроки – всего за две недели – переоформить земельный участок, на котором расположена недвижимость, в собственность или аренду. Причем минимизирован перечень документов, необходимых для представления заявителем. К ним относятся документы, подтверждающие право собственности или иное право на объекты недвижимости, и документы, удостоверяющие право на земельный участок. А также – выписка из кадастрового плана, заявления всех собственников зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке, нотариально заверенные копии учредительных документов заявителя и сводный расчет земельного налога за последний отчетный период.
В необходимых случаях мы сами запрашиваем у соответствующих органов заключения об отсутствии ограничений на выкуп или оформление в аренду земельных участков.
Часто приходится сталкиваться с такими фактами, когда здания находятся в собственности двух и более лиц либо помещения в одном здании одним принадлежат на праве собственности, другим – на праве хозяйственного ведения. И здесь при оформлении прав на неделимый земельный участок мы предоставляем земельный участок в общую долевую собственность или аренду пропорционально занимаемым площадям в здании.
Сейчас, к сожалению, бывают ситуации, когда землей распоряжаются те органы, которые не уполномочены принимать решения о продаже земли или сдаче ее в аренду. Поэтому хочу пояснить, кто и по каким категориям земель согласно законодательству должен предоставлять земельные участки. Так, согласно федеральному Закону “О приватизации государственного и муниципального имущества”, постановлению Правительства РФ “О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю”, земельным кодексам России и Татарстана к полномочиям Кабинета Министров РТ относится предоставление земельных участков на особо охраняемых природных территориях, занятых зелеными зонами городов, водоохранными, пригородными и защитными зонами, а также пашнями и другими сельскохозяйственными угодьями для несельскохозяйственных нужд. При этом Минземимущество РТ непосредственно распоряжается земельными участками, предоставленными организациям, имущество которых до приватизации находилось в собственности республики. Наше ведомство распоряжается и участками, занятыми приватизированным и отчужденным имуществом, находившимся до его приватизации и отчуждения в собственности Республики Татарстан. Главы администраций городов и районов принимают решения по распоряжению земельными участками под объектами, находящимися в частной собственности, в фонде перераспределения земель.
Поскольку только после государственной регистрации возникает право на земельный участок, хочу особо отметить: если земельными участками распорядились неуполномоченные органы, то эти права не регистрируются, а значит, сделки считаются недействительными. Например, местные администрации попытались реализовать земельные участки, на которых расположены акционерные общества “Нурлатнефтепродукт”, “Нурлатский мясокомбинат”, “Нурлатхлеб”, “Бугульминский завод ЖБИ”, “Чистопольнефтепродукт”, “Казанский завод продтоваров”, “Новинка”, “Казанская фабрика пианино и гармоний”, “Казанский завод электроконструкций” и другие. Между тем эти предприятия были приватизированы нашим ведомством, а значит, только мы могли принять решение о продаже земельных участков. Поэтому еще раз повторяю: для руководителей и предпринимателей подобные сделки сопряжены с немалыми трудностями, потому что ведут к ревизии выкупных документов и последующему их перезаключению. И уже неважно, с умыслом или по незнанию такие сделки совершались.
Более года назад в городах и районах появились территориальные подразделения нашего министерства. И это позволило перейти к системной работе по выкупу земельных участков, передаче их в аренду и разрешению спорных вопросов в масштабах всей республики. Фактическая соподчиненность территориальных органов главам администраций, безусловно, играет положительную роль при принятии решений по земельным вопросам, потому что только в такой взаимосвязи можно законодательно упорядочить эти процедуры.
Кроме того, наше министерство активно включилось и в процесс разграничения государственной собственности на землю. Это позволит определить границы федеральных, республиканских и муниципальных земель, поступление доходов от использования земель в соответствующие бюджеты. Так, при отнесении земельных участков в федеральный, республиканский или муниципальный перечень за основу берется форма собственности предприятия или объекта недвижимости, расположенного на участке, – до его приватизации или на настоящий момент. Поэтому всем собственникам недвижимости и руководителям унитарных предприятий, еще не переоформившим землю, уже сейчас необходимо предоставить в Минземимущество РТ или его территориальные органы сведения о занимаемых ими земельных участках.
Пока есть еще возможность приобрести землю по минимальным ценам. В ближайшее время будет принят закон, устанавливающий повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога в республике. Они и явятся основой для определения цены выкупа государственных земель.
Валерий ВАСИЛЬЕВ.
Министр земельных и имущественных отношений РТ.