Во вторник с конвейера вновь организованного производства станкоинструментального завода ЕлАЗа сошел первый универсальный пропашной трактор “МТЗ – 1221” с колесной формулой 4х4 и дизельным двигателем мощностью 130 лошадиных сил. Всего несколько месяцев потребовалось специалистам Елабужского автомобильного и Минского тракторного заводов, чтобы воплотить в жизнь решение Министерства промышленности, науки и технологий РФ о развертывании в Татарстане лицензионного производства белорусских “стальных коней” по методу отверточной сборки. Этому событию был посвящен митинг, в котором приняли участие представительные делегации правительств России, Белоруссии и Татарстана.
Новое производство занимает на СИЗе около 3000 квадратных метров ранее не использовавшихся площадей. Еще в августе здесь царило запустение, а сейчас все сияет чистотой, как и положено на новоселье. Марка МТЗ известна во всем мире. В советскую эпоху минчане выпускали более 100 тысяч колесных тракторов в год. После развала СССР объемы производства, конечно, резко упали. Но в последние годы они вновь увеличиваются. И сейчас, рассказал заместитель главного технолога завода Владимир Ходаревский, МТЗ изготавливает около 30 тысяч машин более чем 20 моделей – от мотоблоков до тракторов с двигателями мощностью 250 лошадиных сил. И входит в семерку крупнейших экспортеров сельхозтехники в мире. При этом пять сборочных производств размещены в ближнем и дальнем зарубежье. В частности, неплохо у белорусов идут дела в Польше. Но совместный проект с елабужанами может стать самым крупным. В 2005 году в рамках его предполагается реализовать до 5 тысяч тракторов.
Открывая митинг, генеральный директор ЕлАЗа Равиль Зарипов напомнил о первоначальном профиле предприятия, проектировавшегося как тракторный завод. Прошло 17 лет, и на очередном витке своей истории он возвращается к… уже почти забытой производственной тематике. Такой шаг не случаен. К нему подтолкнули спрос на рынке, государственная поддержка сельскохозяйственного машиностроения, без которой трудно было бы за три месяца открыть новое производство. Однако эйфории со своими партнерами мы не испытываем, подчеркнул Р.Зарипов. Мало наладить выпуск тракторов, надо еще научиться их продавать. Продвигать товар по всей России будет специально для этого созданный торговый дом “БелТаР” (“Белоруссия-Татарстан-Россия”).
генеральный директор МТЗ Александр Пуховой, выступая на митинге, сообщил, что трактор модели 1221 компонуется с более чем 200 агрегатами, может использоваться в сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях.
Выступивший затем первый заместитель министра промышленности Республики Беларусь Иван Демидович призвал машиностроителей двух стран восстановить прежние кооперационные связи, конкуренция должна идти на пользу предприятиям, в том числе КамАЗу и МАЗу.
То, что рынок сельхозтехники обширен, подтвердил заместитель министра сельского хозяйства РФ Евгений Назин. Для обновления парка в России не хватает 40 тысяч тракторов в год. При этом из семи существующих в стране специализированных заводов, подчеркнул заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ Сергей Митин, ни один не выпускает машины класса МТЗ-1221. Проект, к реализации которого приступили в Елабуге, выгоден всем: елабужанам он дает заказы, минчанам – возможность цивилизованного проникновения на российский рынок. А в первую очередь выиграют сельчане, когда получат современную, экологически безопасную технику.
Поздравив участников митинга со знаменательным событием в жизни ЕлАЗа, первый вице-премьер РТ Равиль Муратов отметил, что выбор Татарстана местом производства лицензионных тракторов накладывает серьезную ответственность на промышленность республики: они должны получиться конкурентоспособными и по качеству, и по цене.
…Перерезана традиционная лента на последнем стапеле конвейера, водитель-испытатель Селим Халипов сводит с него ярко-синий красавец трактор с надписью на лобовом стекле “Есть первый МТЗ – ЕлАЗ – 1221!”. Высокие гости, менеджеры предприятия оказываются в окружении журналистов. У директора станкоинструментального завода Рашида Салихова интересуюсь, как будет осуществляться программа замещения импортных комплектующих изделий для трактора.
– В 2005 году, – отвечает он, – половина стоимости трактора должна приходиться на детали, изготовленные на ЕлАЗе, других предприятиях республики и страны. Уже начиная со второй партии (очередные 30 сборочных комплектов поступят в середине ноября) перестанем брать у белорусов аккумуляторные батареи, радиаторы, диски колес… Шины пока приобретаем на Волжском заводе, но в Нижнекамске уже приступили к их освоению. До конца года рассчитываем собрать 120 тракторов. В будущем году – 1000, еще через год – 2,5 тысячи, а в 2005 году – 5 тысяч тракторов. к тому времени в производстве будет занято около трехсот человек.
– А где хотите организовать механическую обработку деталей?
– СИЗ большой, отдельного производства создавать не будем, за исключением участка изготовления и сборки кабин. Для чего приспособим сварочные полуавтоматы. Готовые кабины возить невыгодно, в вагоне их помещается всего 16 штук.
– Каверзный вопрос: это уже не первая в Елабуге попытка, начав с отверточной сборки, раскрутить производство сложной техники. Увы, далеко не все они были успешными… Почему вы уверены, что на сей раз результат будет положительным?
– Проект идет от жизни, в нем нет и намека на экстравагантность. Пахать землю на чем-то же надо! Тем более законодательство во многих регионах России, включая Татарстан, запрещает использовать технику на гусеничном ходу – она разрушает структуру почвы. Минский же трактор – вполне современная машина, лучшей в ближайшее время не появится.