Наверное, теперь в графе “больших и важных дел” Правительство республики может поставить еще один жирный плюс. Кабинет Министров, как в минувший вторник было доложено журналистам на очередном брифинге, вспахал всю систему формирования и распределения государственного заказа, вырвал из благодатной почвы все сорняки, то есть наказал чиновников, которые извлекали для себя выгоду из распределения государственных средств, предложил новую, более эффективную систему получения госзаказов и значительно сузил круг лиц, от которых теперь зависит принятие решения о получении госзаказа. В период реформирования всей системы госзаказа (а в ближайшие дни премьер подпишет на этот счет специальное постановление) новый руководитель Агентства по госзаказу Яков Геллер держит у себя в ящике печать, подтверждающую регистрацию договоров, и собственноручно с 15 до 18 часов “штампует” документы, чтобы ни один сомнительный договор не увидел свет. Таким образом, Яков Моисеевич берет всю ответственность на себя, а заодно и проверяет подчиненных: не прослеживается ли в подготовленных документах личный интерес?
Что ж, причины для сомнений у него имеются, особенно после того, как республиканская комиссия проверила все договора по госзаказу. И выявилось такое множество нарушений, что… у работников Кабинета Министров даже не хватило духу (или желания?) подсчитать материальный ущерб, понесенный бюджетом. Начальник отдела Кабинета Министров Евгений Гришин не назвал журналистам даже порядок цифр: то ли тысячи мы потеряли, то ли миллионы.
Что касается нарушений, то Яков Геллер классифицировал их по нескольким группам. Многие из них связаны с тем, что от лица государства могут выступать аж полторы тысячи заказчиков. При этом далеко не все пользуются этим правом. Спрашивается, зачем они нужны? Поэтому в ближайшее время число заказчиков будет максимально сокращено. Сократится и число конкурсных комиссий.
Следующая группа нарушений связана с выбором способа проведения торгов. По закону они должны быть преимущественно открытыми. В Татарстане было все наоборот. Проводились преимущественно закупки у одного участника (67 процентов) или закрытые торги (6,7), через открытые торги было заключено всего 22 процента договоров. Такой подход позволял чиновникам лоббировать интересы какой-либо одной компании, а именно той, что ближе к сердцу. Теперь же, по словам Якова Геллера, ситуация изменится кардинально: будут проводиться преимущественно открытые торги, о них будет объявлено заранее – и через веб-сайт Агентства по госзаказу, и через специальное издание. Скорее всего, прекратится практика дробления госзаказа на мелкие партии (это позволяло уйти от открытых торгов) и принятия дополнительных соглашений (когда победитель предыдущего конкурса получал право на дополнительную поставку продукции, а эта доппоставка по объему в несколько раз превышала первоначальную сделку).
Добавим, что комиссия проанализировала более трех тысяч контрактов по госзаказу на общую сумму 11 млрд. рублей. Однако были возобновлены контракты лишь на одну пятую часть этой суммы. Остальные изучаются, поскольку у республиканской комиссии есть сомнения относительно их правомерности. Дело это не будет откладываться в долгий ящик, поскольку экономика и социальная сфера республики не должны пострадать от начатых проверок.
Словом, шум, поднятый вокруг госзаказа Министерства образования, привел к тому, что Правительство начало наводить порядок в этой сфере. Чиновники, допустившие нарушения (не только в Министерстве образования), были наказаны, кое-кто остался без кресла, производители получили полную информацию о том, что именно, в каком объеме и в какие сроки будут закупать Правительство и его структуры. Можно было бы и поставить на этом точку. Но почему-то многие журналисты покидали брифинг уверенными в том, что рано или поздно все вернется на круги своя. Ведь нет таких крепостей, которые не могли бы взять те, кто проявляет нездоровый интерес к госзаказу и кто знает, как можно на нем сделать деньги.