Энергетика – удовольствие дорогое…

В советские времена нас приучили, что наша страна – самая богатая в мире, что у нас – неисчерпаемые природные ресурсы и эти ресурсы – самые дешевые.

Автор статьи: Елена ТАРАН

В советские времена нас приучили, что наша страна – самая богатая в мире, что у нас – неисчерпаемые природные ресурсы и эти ресурсы – самые дешевые. И в эпоху реформ из этих постулатов как-то так сложилось мнение, что за несметные ресурсы можно не платить. Лампочка светит – и прекрасно, вода льется из крана – и хорошо. Газ горит на плите – и слава Богу. Главное было – убрать хлеб, накормить людей, погасить долги по зарплате учителям и врачам, с трудом наскрести деньги на самые необходимые статьи расходов в бюджете.


Словом, мало кто обращал внимание на энергетику, хотя руководители компании и пытались напомнить властям: “Татэнерго” накануне банкротства, нечем платить за газ, у компании огромные долги по зарплате и платежам в бюджет. Их голос услышан не был. Может, он был слишком тихим, а может, на первый план выходили другие заботы. В итоге объединение (об акционировании в те времена речи не шло) к 1997 году из прибыльного (прибыль в 1995 году составляла 238 млн. рублей) превратилось в убыточное предприятие. В системе РАО “ЕЭС России” по сумме долгов нас обгоняло только “Свердловскэнерго”. В то же время были энергетические компании, которые и в этих сложных условиях работали с прибылью, например “Самара-


энерго” (прибыль 22 млн. рублей). “Татэнерго”, по сути, кредитовало всю экономику республики и тихо умирало.


К 1999 году ситуация в энергетике стала критической. Федеральные органы всерьез рассматривали вопрос о банкротстве “Татэнерго”. Мы могли попросту лишиться энергетики: компания перешла бы в собственность к кредиторам за долги. Долги только газовикам превысили 2,5 млрд. рублей, “Газпром” отказывался поставлять нам топливо, и лишь неофициальные дружеские отношения Рема Вяхирева и Президента РТ Минтимера Шаймиева помогали разрядить эту ситуацию. Газ в республику шел, но нужно было находить возможности, чтобы за него платить. Денег у энергетиков не было, потому что не платили потребители, потому что тарифы не покрывали затрат на выработку тепла и электроэнергии (а ведь были еще льготные тарифы нефтехимикам и химическим предприятиям), потому что никто не думал об экономии ресурсов.


В этой ситуации было принято решение о смене руководства “Татэнерго”. В конце сентября 1999 года пост генерального директора компании занял Ильшат Фардиев, до этого работавший главой администрации сначала Актанышского, а затем Альметьевского района. Это назначение вызвало некоторое непонимание в среде профессионалов. Ведь Фардиев в системе “Татэнерго” не работал (не считая начала его карьеры в должности энергетика в Набережных Челнах), с проблемами отрасли знаком по институтским учебникам (он закончил Казанский филиал Московского энергетического института). Глава администрации, конечно, решал “энергетические” вопросы, но со своей колокольни. Словом, в “Татэнерго” пришел человек со стороны. Но – менеджер. Но – с поддержкой в “верхах”. Но – со своей позицией, которую отстаивал везде, с желанием изменить ситуацию на предприятии.


С чего начал? С разъяснительной работы, что за электроэнергию и тепло нужно платить, и по возможности – деньгами. Об энергетике заговорили на республиканских совещаниях. Президент везде подчеркивал, что если развалится энергосистема – развалится вся экономика, что если не будем беречь ресурсы – вылетим в трубу в условиях жесткой конкуренции на внутреннем и внешнем рынке. Термин “энергосбережение” стал очень популярным в докладах чиновников. Фардиев понимал, что деньги у потребителей в дефиците, поэтому сначала шел на компромиссы с теми, кто хотел погасить долги. Договаривался о сроках платежей, составлял графики. Непонятливым необходимость платежей доказывалась с помощью “рубильника” – им просто отключали свет. Метод кнута и пряника подействовал. К началу нынешнего года уровень платежей составил практически 100 процентов, 98 из них – деньгами. Показатель уникальный, если учесть, что он был достигнут за два года.


У энергетиков появились деньги, а вместе с ними и возможность усиленно заниматься ремонтом оборудования, перечислять налоги в бюджет, вовремя платить за газ, гасить долги прошлых лет. Если в 1998 году долги “Газпрому” составили 2,5 млрд. рублей, то сейчас “Татэнерго” работает в режиме текущих платежей. Старые долги были реструктурированы и погашены. Компания стала приобретать имидж надежного партнера, с которым можно иметь дело. Это сказалось и на том, что энергетики сумели обеспечить баланс топлива, в котором постоянно снижалась доля мазута. Следовательно, у республики была возможность держать тарифы на нынешнем уровне.


“Татэнерго” сумело покончить с убытками. Компания вышла на приличный уровень рентабельности – 10-15 процентов. О банкротстве теперь уже никто не вспоминает. Более того, в нынешнем году компания акционировалась, поскольку уже нет угрозы, что акции будут отобраны за долги.


Нельзя не отметить еще два момента. Успехи компании обеспечивались не только за счет поддержки “сверху” (она была, и Ильшат Шаехович этого не отрицает). Фардиева поддерживали и “снизу”. Энергетикам, по большому счету, надоело влачить нищенское существование, латать дыры, жить от получки до получки. Здесь работали и в самом деле высококлассные специалисты, заслуживающие лучшей жизни. В компании были и “неординарные мозги”, которые в период финансового кризиса оказались невостребованными. Новый генеральный директор сумел в короткий срок собрать свою команду, выдвинуть на руководящие места молодых специалистов (они трудились тут же в “Татэнерго”, но без особых видов на карьерный рост), заставить работать тех, кто разучился это делать. Сегодня высшие менеджеры компании – это одна команда, которая знает, к какой цели нужно стремиться.


И последнее. Сегодня работать в системе “Татэнерго” так же престижно, как и в советские времена. Зарплата здесь выше, чем во многих других отраслях промышленности. Ее рост обеспечивался не за счет роста тарифов, как полагают некоторые, а за счет сокращения внутренних издержек, потерь при транспортировке энергии. В “Татэнерго” впервые в России внедрили автоматизированную систему учета электроэнергии и газа, которая позволяет точно сказать, сколько энергии выработано и сколько газа израсходовано.


Наверное, высокая зарплата энергетиков кому-то не понравится. Но в этой отрасли люди должны зарабатывать хорошо. Поскольку энергетика – это не только бесперебойная работа реального сектора экономики. Это свет и тепло в наших домах, это возможность согреться в зимнюю стужу, это горячая вода в кране. Об этом комфорте начинаешь задумываться только тогда, когда вспоминаешь прошлую зиму в Приморье…


Нам десятилетиями внушали, что у нас дешевые и неограниченные ресурсы. Ильшат Фардиев за три минувших года этот миф развеял: за ресурсы нужно платить, платить деньгами и в срок. Энергетика – удовольствие дорогое, копеечной она уже никогда не будет. Наверное, это главный итог его трехлетнего пребывания на посту генерального директора “Татэнерго”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще