В минувшую среду в Госдуме в первом чтении обсуждался проект федерального бюджета на 2003 год. О том, каким будет главный финансовый документ страны на будущий год, мы попросили рассказать депутата Госдумы РФ Ивана Грачева.
– Иван Дмитриевич, чем бюджет 2003 года будет отличаться от принятого на нынешний год? И каким будет следующий год для населения – более или все же менее благоприятный, чем нынешний?
– Бюджет страны всегда нужно анализировать не в рублях и даже не в долларах, а в дольках, на которые разрезается “пирог” страны. Пирог – это валовой продукт, который произвела страна. В течение года мы этот “пирог” съедаем. Так вот, давайте посмотрим, какие отрасли и сферы участвуют в его поглощении.
Зрительно “пирог” ничем не отличается от тех, что мы пекли прежде, начиная с 1996 года. Хочу сказать, что бюджет-2003 не имеет принципиальных особенностей. Давайте проанализируем это более детально. Государственное управление и местное самоуправление – расходы составляют 0,5 процента от внутреннего валового продукта и в 2002 году, и в 2003-м. Судебная система – 0,2 процента и там, и там. Соотношение расходов сохранилось и по разделу “международная деятельность”. И так далее.
– И что же, новый бюджет скопирован один к одному к нынешнему?
– Небольшие отличия есть. Расходы на национальную оборону возросли с 2,5 процента до 2,6, на правоохранительную деятельность – с 1,5 процента до 1,9. Причем основное повышение доли расходов приходится на органы госбезопасности. Посмотрим раздел “Промышленность и энергетика”. Это будущее нашей страны, туда по логике должны пойти инвестиции. Однако здесь сокращение расходов с 0,6 до 0,5 процента. Транспорт и связь – расходы сократились с 0,1 процента до нуля. Финансирование сельского хозяйства остается на уровне 2002 года. Образование, культура, здравоохранение тоже не получили дополнительных вливаний.
Есть существенное увеличение в области социальной политики. Но куда планируется направить дополнительные средства? На пенсии военнослужащим, работникам правоохранительных органов. Вы помните, были отменены льготы бывшим военным, работникам МВД, судьям (у них было право бесплатного проезда, они могли оплачивать до 50 процентов стоимости коммунальных услуг, за телефон). И отмену этих льгот компенсировали увеличением прямых доходов. Так что в области социальной политики мало что изменится: просто деньги из одной статьи расходов переложили в другую. От этого увеличения никто не выиграл. Может быть, бывшие военнослужащие даже потеряют, поскольку нет гарантий, что эта прибавка будет индексироваться и дальше. А то, что цены вырастут, у нас никто не сомневается.
– А на что могут претендовать региональные бюджеты? Как будут распределяться средства по уровням? На что могут рассчитывать товаропроизводители?
– Правительство утверждает, что распределение доходов пойдет в пропорции пятьдесят на пятьдесят. На самом деле это не так. Если все точно подсчитать, то соотношение будет где-то 58 на 42 в пользу федерального центра. Такого не было при формировании бюджетов 1996-2000 годов.
Что касается товаропроизводителей, то вряд ли они могут надеяться на существенное облегчение налогового пресса. Послушайте руководителей Правительства: они не устают повторять, что в России самые низкие в мире налоги. Давайте прикинем. В нынешнем году федеральный бюджет собрал более 19 процентов валового продукта. Плюс регионы – 15 процентов ВВП. Плюс Пенсионный и другие фонды – около 9 процентов валового продукта. Прибавим сюда пару процентов – на другие государственные нужды и скрытые местные налоги. В сумме получается, что сбор доходов составляет более 45 процентов от ВВП. Но по законам рыночной экономики предельный налоговый пресс не должен превышать 30 процентов от внутреннего валового продукта. Никогда наше производство не заработает в полную силу, если нагрузка на него в полтора-два раза выше допустимой.
– А как же облегченные налоги для малого бизнеса, вокруг которых было столько шума?
– Вы помните, нам обещали, что налоговая нагрузка на предпринимателей будет снижена. Но есть конкретные цифры в проекте федерального бюджета. Единый налог на вмененный доход планируется в нынешнем году собрать в размере чуть более двух миллиардов рублей, а в 2003 году – уже 7,5 млрд. рублей. То есть на деле наше Правительство хочет увеличить нагрузку на малый бизнес.
– Но ведь предприниматель имеет возможность выбора системы, по которой он будет платить налоги?
– Это опять же слова. Налог на вмененный доход – не добровольный. А на упрощенную систему налогообложения могут перейти только те, кто имеет оборот до 15 млн. рублей. А это в основном “мелочевка”, которая опять же подпадает под обязательный вмененный доход, за редким исключением. Другими словами, “упрощенка” практически ни на кого не распространяется…
Вот и получается, что возможность для выбора вроде бы есть, но воспользоваться этим нельзя.
– Из года в год мы видим одну и ту же картину: депутаты из регионов объединяются, чтобы выбить средства для своих избирательных округов. Татарстанские депутаты взяли на вооружение такой подход или они предпочитают действовать в одиночку?
– До прошлого года все деньги выбивались на заседаниях бюджетного комитета. Крайне редко аналогичные вопросы рассматривались на заседаниях Госдумы. Правильнее было бы послать татарстанских депутатов работать в бюджетном комитете. Там “наших” практически нет. В нынешнем году практика несколько изменилась. Правительство старается провести законы через “большую четверку” (“Единство”, “Отечество – вся Россия”, “Регионы России” и “Народный депутат”). Их голосов достаточно, чтобы принять любой законопроект. Так что если Татарстан решил проводить свои поправки, то нужно действовать через крупные депутатские группы, а мелкие поправки можно проводить и через комитеты.
– Как в 2003 году, по вашему прогнозу, поведет себя инфляция? Учитываются ли ее колебания в полной мере в бюджете 2003 года? Не ожидают ли нас неожиданности вроде дефолта или резкого падения курса рубля?
– Правительство прогнозирует инфляцию на уровне 9,9 процента. Худший вариант допускается – 12 процентов. Установка на то, чтобы любой ценой удержать инфляцию в этом коридоре, в корне неверна. Ведь Правительство не решается отрегулировать курс рубля по отношению к доллару. Федеральный центр укрепляет рубль. Но к чему это приводит? К тому, что наша продукция перестает быть конкурентоспособной, что заморские окорочка становятся дешевле своих доморощенных кур, а импортная бытовая техника опять начинает давить. В этой ситуации выигрывают иностранные государства, а местные товаропроизводители остаются при своих интересах.
Интервью взяла