Пять лет назад Татарстан стал одним из первых регионов России, где был введен весовой контроль транспорта.
О том, что выбоины, “гармошки”, колеи – характерные черты российских дорог, известно всем. И плохое состояние дорожного полотна – результат не только несовершенных технологий производства дорожной “одежды”, но и нарушения основных условий дорожного движения. Наиболее разрушительно воздействует на проезжую часть тяжеловесный транспорт, имеющий превышение допустимых весовых нагрузок. За рубежом несоответствие веса движущегося по трассе автомобиля дорожным нормативам считается серьезным нарушением, а контроль за соблюдением таких норм давно является обычным делом.
Развитие рынка транспортных услуг, динамика роста подвижного состава, выгодное географическое расположение Татарстана, способствующее увеличению объема автомобильных перевозок по дорогам, рассчитанным под определенную нагрузку, – все это потребовало принятия республикой соответствующих мер, дабы обеспечить сохранность дорог. И 1 октября 1997 года было принято постановление Правительства РТ, в соответствии с которым введен весовой контроль транспорта и создано ЗАО “Дорожный технический контроль Республики Татарстан”. Перед организацией поставлена задача выявления фактов несанкционированного проезда тяжеловесного транспорта и предотвращения наносимого им ущерба автомобильным дорогам.
И сегодня стационарные посты весового контроля ДТК, расположенные на основных федеральных магистралях (на московском, уфимском, ижевском и пермском направлениях), функционируют круглосуточно. В случаях превышения допустимых весовых параметров транспортного средства инспекторы классифицируют его как тяжеловесное. И дальнейшее движение автомобиля разрешается только после корректного распределения груза, оплаты причиненного ущерба от сверхнормативных нагрузок на дорожное полотно и получения водителем большегруза специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов.
По словам генерального директора ЗАО “ДТК РТ” И.Сметанина, за пятилетний период деятельности предприятия проверено более 1,5 миллиона большегрузных автомобилей. Из них 190 тысяч (или каждый восьмой) эксплуатировались с превышением весовых параметров. Введение весового контроля сыграло положительную роль. В последние годы наметилась тенденция к снижению негативного влияния транспорта на дорожное полотно. Что немаловажно, поскольку затраты на восстановление разрушенных дорог исчисляются огромными суммами.
И.ЧУПИНА.