Контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Федерации занимают ведущие позиции в системе государственного финансового контроля. Это обусловлено теми задачами, которые возложены на них Правительством РФ. Мировой опыт свидетельствует, что по мере развития рыночной экономики, тем более с усилением ее социальной ориентации, контрольные функции государства усложняются и приобретают все большую значимость. Все тяжелее становится бремя ответственности государства по защите прав и интересов своих граждан.
Выдающийся ученый-финансист, министр финансов СССР в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века Арсений Зверев утверждал, что “каждый финансист должен быть твердым, когда речь заходит о государственных средствах”. Трудно переоценить роль этого человека в создании, становлении и развитии государственного финансового контроля. Он рассматривал его не как счетно-проверочную деятельность, а как важнейшую функцию управления, как инструмент реализации экономической политики государства. “Проверка законности, правильности и целесообразности расходования государственных средств, эффективности их использования, – утверждал А.Зверев, – является одной из первостепенных задач во всей работе по исполнению бюджета”.
Создание и функционирование системы госфинконтроля в стране тесно связаны с историей Министерства финансов России. Первые сведения об учреждениях с контрольными функциями, в том числе в области финансов, относятся ко второй половине XVII века. В 1654 году был образован Счетный приказ для проверки раздачи полкового жалованья во время войны. Для этого были изучены приходо-расходные книги за 10 лет. На Счетный приказ была также возложена задача ревизовать государственную казну за десятилетие.
В связи с созданием в 1802 году Министерства финансов России вопросы контроля за движением и расходованием государственных средств приобрели особое значение. В январе 1811 года образовано специальное ведомство под управлением Государственного контролера. На него были возложены задачи по ревизии счетов, финансовые проверки счетов министерств, рассмотрение годовых отчетов Государственного, Дворянского и Крестьянского банков, ссудо-сберегательных касс, управления по делам мелкого кредита. Заключения Государственного контролера сообщались Государственному совету.
Совершенствование финансовой системы и укрепление контроля в этот период связаны с именем Государственного контролера В.Татаринова, который занял этот пост в 1863 году, а в контрольном ведомстве служил с 1850 года. Он обосновал необходимость устройства в стране одной, независимой от исполнительной власти ревизионной структуры. Ведомство госфинконтроля получило право наблюдать движение государственных сумм, проверять и оценивать действия распорядителей и получателей средств. Контроль приобрел документальный и фактический характер, твердо установленную периодичность. К концу 1866 года во всех губерниях действовали контрольные палаты, которые ревизовали использование госсредств.
Известный российский реформатор С.Витте писал: “Контрольное дело стало у нас прочно на ноги, помогая всем ведомствам в искоренении злоупотреблений и хищений казенных сумм и содействуя Министерству финансов в осторожном и равномерном удовлетворении сметных требований остальных ведомств”.
В советский период российской истории произошло полное сосредоточение государственного финансового контроля в системе Наркомата, а позднее – Министерства финансов. Уже
5 декабря 1917 года был создан Народный комиссариат государственного контроля, получивший право проводить финансовые ревизии. Но постепенно ревизия стала компетенцией исключительно финансового ведомства, услугами специалистов которого пользовались органы партийного, государственного и народного контроля.
В октябре 1923 года в составе Наркомфина было образовано Финансово-контрольное управление – крупное подразделение, численность работников которого через год достигла 3189 человек. Собственно, это время и считается началом полноправной работы Контрольно-ревизионных органов Минфина России. В 1998 году отмечалось 75-летие со дня создания КРУ. Позднее Финансово-контрольное управление было преобразовано в Финансово-бюджетную инспекцию, которая просуществовала до 1937 года. Тогда же было создано Контрольно-ревизионное управление Наркомфина СССР, положившее начало новой централизованной системе госфинконтроля. 9 мая 1938 года Совнарком СССР утвердил положение о КРУ Народного комиссариата финансов Союза ССР. Таким образом, КРУ Наркомфина (позднее – Минфина) с его местными органами на десятилетия стало единственным независимым надведомственным органом госфинконтроля в стране.
КРУ Минфина РСФСР имело свои территориальные органы в каждой области и автономной республике. Такое управление было создано и на территории Татарской АССР. В разное время его возглавляли главные контролеры-ревизоры КРУ Хабри Тухватуллин, Петр Казанов, Геннадий Колобов. В этой системе работали грамотные специалисты, которые затем применяли накопленный опыт в разных отраслях народного хозяйства, двигали вперед науку, преподавали в вузах.
После распада Советского Союза КРУ осталось единственным государственным органом в России, обладающим опытом организации и проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Но в целях восстановления системы госфинконтроля контрольно-ревизионный аппарат Минфина России был реорганизован. В центральном аппарате министерства создан специальный департамент государственного финансового контроля, унаследовавший задачи и функции упраздненного КРУ. В регионах России созданы (на базе аппаратов главных контролеров-ревизоров КРУ), контрольно-ревизионные управления Министерства финансов. Они являются юридическими лицами и действуют автономно от местных органов власти, при необходимости – по договорам с этими органами, что вполне соответствует нормам федеративного государства. Аналогичная структура создана также и в Татарстане. В настоящее время в КРУ Минфина РФ по РТ работают 128 человек. Структурно управление состоит из отделов, расположенных в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске.
В прошлом году КРУ Минфина РФ по Татарстану провело ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности 802 организаций. Были выявлены финансовые нарушения в 580 организациях на общую сумму 632,4 млн. рублей. Использование бюджетных средств не по целевому назначению обнаружено на сумму 453,1 млн.рублей, что на 92,5 млн.рублей больше аналогичного показателя за предыдущий год.
По мотивированным постановлениям правоохранительных органов проведены ревизии и проверки 66 организаций, по поручениям вышестоящих органов управления – 7 организаций. Проведены встречные проверки по просьбам территориальных контрольно-ревизионных органов Минфина России в 20 организациях.
В прошлом году осуществлено 20 комплексных ревизий и проверок исполнения местных бюджетов (районов и городов Татарстана). По их результатам принято 26 постановлений и решений органов государственной власти РТ и местного самоуправления. В Управление федерального казначейства Минфина России направлено 70 представлений для взыскания в бюджет 69,7 млн.рублей.
В правоохранительные органы переданы материалы по 132 ревизиям и проверкам на сумму ущерба в размере 44,6 млн.рублей. Возбуждено 16 уголовных дел, к судебной ответственности привлечены 27 должностных лиц.
В адрес руководителей органов государственного управления РТ направлены доклады и письма о нарушениях норм действующего законодательства и нормативных актов по материалам 65 ревизий и проверок. К дисциплинарной ответственности привлечено 271 должностное лицо. Сокращено 127 из выявленных при проведении ревизий сверхштатных должностей.
Из наиболее известных опубликованных материалов ревизий и проверок можно назвать ревизию исполнения городского бюджета Казани, в результате которой обнаружен факт приобретения администрацией города трамваев через посредников по завышенной цене. Финансовый ущерб составил один миллион долларов США. Финансовые нарушения выявлены также при ревизии расчетной палаты Казани, в которой под видом “неопознанных сумм” значительные денежные средства (около 30 млн.рублей), собранные с квартиросъемщиков, своевременно и в полном объеме не перечислены на счета предприятий-поставщиков коммунальных услуг. Руководством палаты под видом оплаты маркетинговых услуг на счет одной из московских организаций перечислено 2 млн. рублей (реальная стоимость услуг – всего 600 рублей).
Перспективы развития КРУ связаны с укреплением правовой базы контроля. Законопроект “О государственном финансовом контроле” был разработан Минфином России. Идея его состояла в том, что такой контроль – это реализация права Российской Федерации законными путями обеспечивать свои финансовые права и финансовые интересы своих граждан. Однако принятие закона отложено на неопределенный срок. Более того, из статей Бюджетного кодекса вообще изъяты пункты о ревизии.
На правительственном уровне принято решение разработать концепцию государственного финансового контроля в РФ. В настоящее время обсуждаются ее варианты, подготовленные Минфином и Счетной палатой России. После принятия концепции, очевидно, будет разработан новый законопроект о государственном финансовом контроле.
В.НИКОЛАЕВ.
Руководитель КРУ Минфина РФ по Республике Татарстан.