Нет прямых инвестиций – значит, нет надежных партнеров

Несмотря на то, что Татарстан в рейтинге российских регионов занимает достойное место по объему экспорта продукции, Правительство РТ явно не устраивает состояние дел в этой области.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Несмотря на то, что Татарстан в рейтинге российских регионов занимает достойное место по объему экспорта продукции, Правительство РТ явно не устраивает состояние дел в этой области. Именно поэтому на очередном заседании Кабинета Министров обсуждался вопрос о реализации Программы стимулирования создания и развития экспортно ориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года.


За столь мудреным названием документа стоит в общем-то понятная цель Правительства – увеличить долю экспорта наших товаров и снизить их импорт, в первую очередь, за счет производства аналогичной продукции внутри республики. Задача эта отнюдь не простая, особенно если учесть, что федеральное Правительство не очень-то поддерживает собственных производителей, да и заграница привыкла закупать в основном наше сырье и не очень-то охотно приобретает продукцию машиностроения, там и своей хватает. Ситуация усугубится, заметил Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, когда Россия вступит в ВТО. Нас никто на Западе не ждет с распростертыми объятиями, значит, придется брать качеством изделий и приемлемыми ценами.


Словом, новые времена нужно встречать во всеоружии и не прятать голову в песок. А для начала хотя бы реально представлять себе, что и как необходимо сделать, чтобы увеличить экспорт и собственными силами обойтись без импорта. Приукрашивать действительность смысла нет, ведь “розовая картинка” потом может обернуться бумерангом. Тем не менее доклад министра торговли и внешне-


экономического сотрудничества РТ Х.Салихова был весьма оптимистичным. По данным его ведомства, в Татарстане растет доля экспорта, в том числе и продукции машиностроения. Однако все мы хорошо знаем, что главными экспортерами в этой отрасли, как и несколько лет назад, остаются Казанский вертолетный завод и КамАЗ. Именно эти два предприятия и делают погоду на экспортном рынке высокотехнологичной продукции. Что касается химии и нефтехимии, то и здесь лидеры определились давно (ОАО “Татнефть”, “Нижнекамскнефтехим”, “Казаньоргсинтез”), и свое место они пока никому уступать не собираются. А вот новичкам пробиться на внешний рынок сложно, и именно им бы надо помочь найти свое место под солнцем.


Получить почетное звание “Экспортер” можно в общем-то двумя путями. Первый – взять крупный кредит в банке, закупить высокотехнологичное импортное оборудование и выпускать продукцию, которая бы пользовалась спросом. На этом пути возникает один серьезный вопрос: где взять кредит под приемлемый процент и на долгий срок? С “короткими” деньгами можно освоить производство разве что гвоздей.


Как выяснилось на заседании, деньги у банков есть. В том же “Ак барс”-банке открыта кредитная линия с крупнейшими иностранными финансовыми институтами на сумму в 70 млн. долларов, сообщил заместитель председателя правления АББ Р.Хадиуллин. Но интересное дело: производители не торопятся занимать эти деньги. Вывод тут один – условия такого кредитования не очень-то пригодны для предпринимателей. Изменить их может только крупный, мощный банк, имеющий возможность кредитовать на долгий срок и под минимальный процент. Именно для этого и проводится работа по объединению банков “Ак барс” и “ЗЕНИТ”, подчеркнул премьер. Этот крепкий “финансовый кулак” сможет изменить ситуацию в лучшую сторону (заодно Рустам Минниханов попенял организаторам заседания по поводу того, что они не потрудились пригласить представителей “ЗЕНИТа”, который активно работает с крупнейшими предприятиями республики).


Другой путь выхода на внешний рынок – привлечение прямых инвестиций. К сожалению, по этому показателю Татарстан отстает от Самарской, Саратовской, Оренбургской и других близлежащих областей. Почему инвесторы не идут к нам? – напрямую спросил первый вице-премьер РТ Равиль Муратов главного докладчика. Х.Салихов сослался на причуды статистики. Это, конечно, красивое объяснение, но не очень убедительное. Если у нас нет прямых инвестиций, заметил Р. Муратов, значит, у нас нет надежных партнеров, с которыми мы могли бы выпускать конкурентоспособную продукцию. Чтобы исправить это положение, можно наступить на собственную гордость и поехать изучать опыт соседей. Нужно одновременно и проанализировать, поддержал своего заместителя Рустам Минниханов, почему к нам не идут инвесторы со своими деньгами, что их не устраивает. Инвесторов можно привлекать и в сферу услуг, здравоохранения и образования. Конкретные предложения на этот счет высказала первый заместитель министра экономики и промышленности РТ А.Кудрявцева.


Помочь товаропроизводителям пробиться на зарубежные рынки могло бы и Правительство, причем без больших затрат. Речь не идет о льготном финансировании инвестиционных проектов, хотя и это бы не помешало. Заместитель генерального директора КамАЗа А.Самаренкин привел несколько примеров, когда комплексные поездки руководителей Правительства и предприятий за рубеж приводили к росту экспорта в эти страны. Мы готовы и дальше развивать эту практику, заметил премьер, особенно, когда речь идет о третьих странах, где уровень жизни ниже, чем в России. Именно там, чего скрывать, сегодня находятся основные потребители продукции отечественного машиностроения. Нам нужно активнее осваивать Африку, Азию и Латинскую Америку, изучать спрос и делать, в частности, “КамАЗы”, которые бы там продавались. Желательно – новые модели, а не машины двадцатилетней давности, заметил Рустам Минниханов.


Заседание завершилось традиционно: все предложения решено внести в проект постановления и принять его как руководство к действию.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще