Накануне юбилея (Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова сегодня отмечает свое 75-летие) авиастроители передали новый самолет Ту-214 государственной транспортной компании “Россия”, которая обслуживает первых лиц государства. Это третий пассажирский самолет данной серии, собранный в Казани. Два предыдущих переданы по лизинговой схеме авиакомпании “Дальавиа”. Ту-214 – единственный в России новый пассажирский лайнер, освоенный в годы реформ.
Третий самолет лишний раз подтверждает, что предприятие – вопреки экономической ситуации, стараниям конкурентов и обласканных ими чиновников самого разного уровня – все-таки выжило, осталось в авиастроении. И сегодня КАПО – по сути единственное в России авиастроительное предприятие, на котором собираются принципиально новые машины. Причем каждый новый самолет усовершенствуется, и этот процесс продолжается. Остальные авиационные заводы или достраивают старые модели, или постепенно умирают.
Мы умеем красиво говорить о поддержке отечественного авиастроения. Мы научились выражать соболезнования родным и близким тех, кто погиб в очередной авиакатастрофе. Наши дети чуть ли не с пеленок научились задавать совсем не детские вопросы: а наш самолет не упадет? Родители, моля всех богов об удачном взлете и мягкой посадке, уверенно отвечают: никогда! Хотя знают (из прессы и заявлений руководителей), что авиапарк страны предельно изношен, что некоторые наши самолеты летают “на авось”, что машины падают в большинстве случаев потому, что ресурс их исчерпан, а летчики не имеют достаточной подготовки в воздухе.
Нам не хватает новых современных пассажирских лайнеров. Не хватает не потому, что нет конструкторов, которые могут их разработать, не потому, что умерли авиационные заводы. У нас есть конструкторы, есть и новые модели машин, есть по крайней мере один завод, который готов эти самолеты собирать. Не хватает политической воли, которая бы заставила крутиться весь этот механизм, разрушила чиновничьи барьеры, стоящие на пути авиастроения.
Сегодня трудно подсчитать количество постановлений и распоряжений федерального Правительства по поводу освоения и серийного производства Ту-214. Их было много. Много было и московских, и казанских встреч, на которых обсуждались проблемы КАПО и нового лайнера. В череде переговоров и дискуссий были и радостные моменты, например, получение сертификата на Ту-214 и свидетельства об одобрении его производства, передача “Дальавиа” первой машины. Мы радовались, когда местная Финансовая лизинговая компания выиграла федеральный тендер. Приехавший в июне в Казань Председатель Правительства Михаил Касьянов заявил, что деньги для выкупа доли акций ФЛК в бюджете зарезервированы и сделка состоится в ближайшее время. Прошло два месяца, деньги на КАПО так и не поступили…
Более того, Правительство по сути не возражает и никак не комментирует ситуацию, когда отечественные авиакомпании закупают “боинги” и “эрбасы”. По сведениям “Газеты.ru” (загляните в Интернет), авиакомпании получили возможность свободной замены имеющегося парка импортных самолетов, правда, с одним условием. Количество обновленных западных машин не должно превышать число аналогичных самолетов, которые уже используются. В России таких авиакомпаний не более пяти. Но все дело в том, что именно эти пять компаний как раз и в состоянии закупить новую российскую технику. А Правительство открывает им дорогу на Запад. Более того, в ряде СМИ прошла информация о том, что российские власти всерьез рассматривают возможность снижения пошлин на самолеты зарубежного производства. Словом, поддерживайте, товарищи, западного производителя.
Между тем иностранные производители самолетов чувствуют себя в России как дома. Они не только уверенно “сплавляют” нам старые машины, но и делают все, чтобы местные авиазаводы не смогли выкарабкаться из кризиса. Чего только стоит одно из основных условий вступления России в ВТО. Страны-участники этой организации требуют, чтобы Россия отказалась от какой-либо помощи и поддержки отечественных авиапредприятий. Между тем сами от такой завуалированной помощи собственным компаниям (тому же “Боингу”) не отказывались никогда. Общеизвестно, что компания “Боинг” банкротилась несколько раз, но американские власти всегда спасали ее. (“Боинг” – это же национальная гордость США, да и какая уважающая себя страна откажется от собственного авиастроения!) Не далее как в прошлом году для покрытия убытков (после событий 11 сентября) компании было выделено 16 млрд. долларов, хотя сумма убытков – 15 млрд. долларов. Миллиард – это на дальнейшее развитие, так сказать, на всякий случай. Другая форма поддержки (ее американские власти протолкнули через ИКАО) – сокращение ресурса самолетов – для безопасности пассажиров. В итоге многие авиакомпании были вынуждены освобождаться от приближающихся “к старости” машин и закупать новые – те же “боинги”. Вот вам и готовый портфель заказов для местной компании. Все та же ИКАО – не без участия правительств стран, где выпускаются самолеты, постоянно вводит ограничения по шумам двигателей. Это делается для собственных производителей и для того, чтобы выбить почву из-под ног российских конкурентов. Пока это сделать не удается. Ту-214 – единственный российский самолет, который может летать в любом небе. Это-то и злит наших друзей-конкурентов.
Если взглянуть на ситуацию непредвзято, то, наверное, КАПО мешает многим. Оно в первую очередь мешает конкурентам окончательно поделить российский рынок. Руководство республики и предприятия постоянно стучится в разные двери и напоминает: завод жив. Менеджеры постоянно ищут заказчиков и, более того, их находят. Не было бы КАПО, можно спокойно закупать для всех авиакомпаний иностранные машины. Перешагнуть через это предприятие уже никто не может. И не замечать его – тоже нельзя. 75-летний завод вопреки всему продолжает жить…