Автомобильный транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики и осуществлении услуг населению, оказывает существенное влияние не только на экономическую, но и социально-политическую ситуацию, особенно на внутригородских, пригородных и междугородных перевозках пассажиров. Достаточно сказать, что всего десять лет тому назад республиканское автотранспортное управление “Татавтотранс” по объему перевозок занимало по Российской Федерации третье место. Тогда оно объединяло 52 предприятия, имело 6900 автобусов, 1200 легковых такси и 6100 грузовых автомобилей.
К концу 90-х технологическая база “Татавтотранса” представляла крупнейшее объединение разнородных производств и социальных услуг: тут и научно-исследовательский и проектный институт по внедрению на автотранспорте систем АСУ, систем связи и ЭВМ, тут и предприятия по капитальному ремонту автомобилей, тут и строительно-монтажные участки, учебные комбинаты по подготовке и переподготовке водителей, ремонтных рабочих и руководящего состава всех звеньев, медсанчасти, базы отдыха, профилактории и пионерские лагеря…
Развитие инфраструктуры автотранспорта общего пользования имело стратегическое значение для становления экономики республики. Как известно, строительство КамАЗа, нефтехимического комплекса, развитие нефтедобывающей промышленности и сельского хозяйства невозможно было осуществить без участия “Тат-автотранса”.
За последние десять лет в “Татавтотрансе” произошли огромные изменения как положительного, так и отрицательного характера. В годы разгула диких форм рыночной экономики и отказа государства от поддержки автотранспорта, когда предприятия были предоставлены сами себе, не удалось сохранить крупнейшие в республике производственные объединения грузового автотранспорта №1, №2, №4, №6, в которых насчитывалось более 3 тысяч грузовых автомобилей. Это создало условия для захвата рынка грузоперевозок соседними регионами и международными перевозчиками.
Нам, ветеранам автотранспорта, небезразлична судьба предприятий транспорта общего пользования. Порою страсти вокруг будущего статуса грузового и пассажирского автотранспорта республики доходили до белого каления. Здесь как-то уживались две тенденции: силы разрушения, раскачивающие волну “разукрупнения”, и силы созидания. Правительство РТ оказало поддержку автотранспорту и учредило открытое акционерное общество “Корпорация “Татавтотранс”, при этом была поставлена задача сохранения государственного контроля в автомобильном транспорте.
Этим было положено начало возрождению автотранспорта общего пользования республики. За 1999-2001 годы при поддержке руководства республики предприятиями корпорации получен 661 новый автобус на сумму 420 млн. рублей, доходы автотранспорта за два года увеличились с 572 млн. до 1300 млн. рублей, количество убыточных предприятий сократилось с 23 до 2. Предприятия “Татавтотранса” не имеют задолженности по заработной плате. За два года открыто 44 городских, пригородных и междугородных маршрута.
Именно сейчас, когда “Татавтотранс” вышел из финансового кризиса, Минземимущество РТ начало активно распродавать государственные пакеты акций. Продажа государственного пакета, а это 35-40 процентов уставного капитала, означает смену собственника. Когда были огромные – в триста миллионов рублей долги, акции никто не покупал, теперь, когда коллективы вздохнули, начали нормально работать, появилась очередь желающих приобрести, причем по бросовым ценам, имущество предприятий. Мы понимаем так, что менять собственника надо лишь в том случае, если предприятие работает неэффективно. Здесь же хотят разладить уже сбалансированный механизм, дающий неплохую прибыль.
Следующий момент. Предприятия корпорации перевозят до 70 процентов льготников от общего числа перевезенных пассажиров. Понятно, что частники возить бесплатно никого не будут. Пример тому – город Казань, где частный транспорт вытеснил государственный, – то же самое будет на пригородных и междугородных перевозках.
Руководство республики и общественность, возможно, не знают о некоторых деталях реализации доли государственных акций сторонним организациям и частным лицам: автотранспортным комплексом уже потеряны здания и производственные помещения НПЦ “Информтранс”, Казанского кустового вычислительного центра, ПО “Татавтотехобслуживание”, ПТК “КамАЗ”, авторемонтные мастерские, часть акций Казанского авторемонтного завода, учебно-курсового комбината. Многие из них изменили профиль своей деятельности, помещения владельцами просто сдаются в аренду для извлечения прибыли.
Общественный транспорт – это кровеносные сосуды экономики, не будет их – не будет развиваться организм. Это хорошо понимает руководство Чувашии, Мордовии, Башкирии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Саратовской областей – наших ближайших соседей. Нигде там транспорт общего пользования не продали, сохранили государственные предприятия.
Сегодня, когда экономическая ситуация и набор регуляторов, имеющихся в распоряжении государства после проведенной приватизации, изменились, применяемые Мингос-
имуществом РТ методы выглядят далеко не оптимальными. Ветераны “Татавтотранса” считают, что сегодня обеспечить социальную направленность автотранспорта в интересах населения республики возможно только путем сохранения контрольного пакета акций за государством.
З.ХУЗИН, А.АХМЕТОВ, Н.СЕМЕНОВ, Н.СМИРНОВ, Л.КУЗЬМИН.
Заслуженные работники транспорта РФ и РТ.