Причина потерь – возраст посевов

Специалисты Минсельхозпрода республики настоятельно рекомендуют хозяйствам до минимума сократить, а лучше и вовсе ликвидировать площади старовозрастных трав, обновив луга, однако не всегда находят понимание на местах.

Специалисты Минсельхозпрода республики настоятельно рекомендуют хозяйствам до минимума сократить, а лучше и вовсе ликвидировать площади старовозрастных трав, обновив луга, однако не всегда находят понимание на местах.


– Нам необходимо распахать в этом году все площади старовозрастных трав, – говорит заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия республики Тахир Хадеев. – И мы сегодня настойчиво добиваемся решения этой задачи.


Между тем в отдельных районах картина на полях многолетки весьма неприглядная. В Пестречинском районе, например, удельный вес старовозрастных трав составляет 55 процентов. Это при том, что вся площадь многолетки занимает в районе лишь 16 процентов пашни, или 12,8 тысячи гектаров. Сделав несложный анализ, в Минсельхозпроде пришли к очевидному выводу: руководители пестречинских хозяйств поступают недальновидно и не по-хозяйски. Наличие столь большой доли старовозрастных посевов бобовых и злаковых трав обернется для района существенными потерями из-за сплошной засоренности этих полей одуванчиком, вымирания культурных растений на отдельных участках.


Приведенный пример – не единственный. Старовозрастные травы составляют половину площадей посевов многолетки в Агрызском, Мензелинском и Спасском районах, от 43 до 35 процентов – в Мамадышском, Чистопольском, Заинском, Лениногорском, Алькеевском, Тетюшском и Лаишевском районах. Всего площади многолетних трав, возраст которых больше четырех лет, по республике составляют 143 тысячи гектаров, или 27 процентов посевов многолетки. А это – недобор урожая, а значит – и животноводческой продукции.


Ссылки на ограниченность и отсутствие свободных финансовых ресурсов давно стали общим местом в изложении трудностей сельхозкооперативов. В большинстве случаев это действительно так – государство не в состоянии оказать финансовую помощь крестьянину за счет бюджетных средств в необходимых объемах. Однако возникает вопрос: а не способствуют ли возникновению этих трудностей порой сельские товаропроизводители сами, мирясь с очевидно проигрышной ситуацией, терпя убытки там, где, казалось бы, выгода неизбежна?


В районах, где низка доля старых и засоренных тем же одуванчиком посевов многолетки, стабильно высоки показатели в животноводстве. Эффективность животноводства напрямую зависит от качества и количества кормов, содержания в них белков, сбалансированности рационов животных и т. д. К примеру, в Балтасинском районе многолетние травы занимают отнюдь не малые площади – 22 процента к пашне. Но удельный вес старовозрастных трав составляет всего 11 процентов. То есть почти в пять раз меньше, чем в тех же Агрызском и Мензелинском районах. За пять месяцев этого года в Балтасинском районе на 100 гектаров сельхозугодий произведено 205,5 центнера молока и 39,1 центнера мяса. А вот в Агрызском районе – 63,5 центнера молока и 9,4 центнера мяса, Мензелинском – 59,2 центнера молока и 7,3 центнера мяса. Ничуть не лучше показатели у Тетюшского района.


Вывод напрашивается простой. Займись Тетюшский, Агрызский и целый ряд других районов республики кормопроизводством всерьез, их достижения в животноводстве, возможно, были бы куда более серьезны, нежели есть. Колоссальная разница в приведенных выше количественных показателях по производству молока и мяса явно не в пользу тех хозяйств, где, однажды посеяв многолетние травы, будто напрочь забыли, что они нуждаются в постоянном обновлении.


И.ЗАКИРОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще