Война на “алкогольном” фронте?

Не предполагали средневековые алхимики, впервые получившие спирт, и прародитель водки – великий Дмитрий Менделеев, что их изобретение не только пагубно отразится на здоровье наций, но и прямым образом будет влиять на экономику (а по сути, и политику) государств.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Не предполагали средневековые алхимики, впервые получившие спирт, и прародитель водки – великий Дмитрий Менделеев, что их изобретение не только пагубно отразится на здоровье наций, но и прямым образом будет влиять на экономику (а по сути, и политику) государств…


На прошлой неделе стало ясно: самые серьезные баталии на “алкогольном” фронте еще впереди. В Казань прибыл генеральный директор Центра реструктуризации и развития предприятий Андрей Шаповальянц, чтобы принять участие в заседании Правительства республики, посвященном обсуждению концепции стратегического развития спиртовой и ликероводочной промышленности на 2002-2004 годы.


Бывший министр промышленности России и председатель совета директоров ОАО “КамАЗ” А.Шаповальянц, которому было предложено изучить разработанную ГУП “ПО Татспиртпром” концепцию, высказал в ее адрес несколько критических замечаний. Генеральный директор “Татспиртпрома” (ТСП) Рашит Шайхутдинов категорически с ними не согласился, более того – считает предложения А.Шаповальянца вредными как для алкогольной промышленности Татарстана в частности, так и для экономики республики в целом. Об этом Р.Шайхутдинов и его команда заявили журналистам на прошедшей в субботу пресс-конференции.


В действительности на заседании Правительства, на котором журналисты не удостоились чести присутствовать, сама концепция представлена не была, признался Р.Шайхутдинов. Все свелось к тому, что А.Шаповальянц говорил о ее недостатках, а его оппонент в лице шефа “Татспиртпрома” парировал удары. А вообще концепция (или основные направления развития ТСП на 2002-2004 годы) построена на четырех “китах” – технической, экономической, маркетинговой и инвестиционной политике. Естественно, каждый “кит” имеет множество пунктов, в которых подробно расписано, какую продукцию, за счет чего и каким образом намерена производить компания. Главное, с одним пунктом не могут примириться представитель Москвы и его сторонники – с реорганизацией дочерних предприятий ТСП в филиалы, то есть с объединением заводов и образованием одного юридического лица.


В общем-то, создание суперхолдинга планировалось еще в 1996 году. Потом были получены положительные заключения антимонопольного комитета, Министерства имущественных отношений России, Минсельхоза РФ. Хотя, по словам Шайхутдинова, республика в состоянии сама, без посторонней помощи, решить данный вопрос. Сегодня уже идет процесс оформления татспиртпромовских предприятий в одно юридическое лицо и утверждение устава.


И в это же время Москва предлагает либо отпустить в свободное плавание все 14 заводов, входящих в структуру ТСП, либо объединить, к примеру, Усадский спиртзавод и Чистопольский ликероводочный. А некоторые предприятия продать, и первопрестольная уже проявила интерес к Сармановскому ликероводочному, Тюрнясевскому и Первомайскому спиртовым заводам. Даже к недостроенному Буинскому спиртовому заводу, который после ввода в эксплуатацию должен хорошо поработать на экономику Заволжской зоны республики. Здесь будут производиться дефицитная нынче клейковина, комбикорма и высокосортный спирт. Причем на это планируется ежегодно расходовать 185 тыс. тонн местного зерна.


Алкогольная отрасль должна быть под контролем государства, считает Р.Шайхутдинов. На российском рынке в среднем 55 процентов алкогольной продукции является нелегальной. В Татарстане – 40 процентов. В республике этот показатель ниже, возможно, потому, что здесь создан территориально-производственный комплекс, включающий все процессы – от изготовления спирта до продажи готовой продукции через розничную сеть (фирменные магазины “Арыш мае”).


– На протяжении шести лет ведем реконструкцию всех дочерних предприятий, на что тратим немалые средства, – говорит Р.Шайхутдинов. – На трех заводах наладили выпуск кормовых дрожжей (биологически активной витаминной добавки), весьма ценного для сельского хозяйства продукта. Кстати, один рубль, вложенный в это производство, позволяет выдать продукцию стоимостью в 25 рублей… Так зачем дробить слаженный механизм? Кому это нужно?..


К тому же печальный опыт передачи (в 1996 году) предприятий этой отрасли частным компаниям уже имеется. В итоге заводы работали с нулевой рентабельностью, при этом не платили налоги, проводили демпинговую политику и выдавали некачественный товар.


По итогам соцопросов, 50-55 процентов татарстанцев потребляют алкогольные напитки местного производства, 25 процентам населения безразлично, что пить. И 20-25 процентов – отдают предпочтение продукции из других регионов. Однако “Татспиртпром” закупает “чужую” водку (“Флагман”, “Русский стандарт”, “Родник”, “Гжелка”) в размере лишь 2,5 процента общего объема алкогольного товара, предлагаемого местным рынком. А дороговизну этой продукции (по сравнению с ценами в других регионах) Р.Шайхутдинов объясняет большим количеством посредников. Откуда ж они берутся? Ведь сам “Татспиртпром” приобретает товар напрямую – у предприятий.


Тем не менее руководство ТСП не желает выделять несколько своих заводов для работы с известными в России брендами, вопреки рекомендациям московских специалистов. “Были случаи, когда после раскрутки “посторонней” продукции у предприятия забирали лицензию, которая передавалась другому производителю. И оно оставалось у разбитого корыта”, – говорит гендиректор ТСП. К слову, хваленый “Русский стандарт” изготавливается на татарстанском спирте.


И кардинально сокращать ассортимент винно-водочных изделий, как советует А.Шаповальянц, “Татспиртпром” не собирается. Если сейчас заводы ТСП выпускают более ста наименований продукции, то останется – около ста.


Чтобы опровергнуть высказывания отдельных высокопоставленных особ о нестабильном финансовом положении ТСП, татспиртпромовские экономисты озвучили некоторые цифры. В первом полугодии этого года объем производства алкогольной продукции в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 123 процента. Если за 2001 год “Татспиртпром” получил прибыль в размере 292 млн. рублей, то в 2002-м прогнозирует получить 311 млн. В прошлом году в бюджеты всех уровней предприятием перечислено около 1,9 млрд. рублей, за пять месяцев текущего года – 1,36 млрд. На 90 процентов увеличилась отгрузка товара на внешний рынок. “У нас есть все возможности, чтобы и в дальнейшем наращивать объемы производства и реализации”, – сказал Р.Шайхутдинов.


Да и качество нашей продукции хорошее, утверждают руководители заводов. Просто некоторые производители используют всевозможные добавки, которые придают крепким напиткам мягкость и аромат. Татспиртпромовцы намерены делать то же самое, учитывая конъюнктуру рынка. Хотя в идеале водка должна состоять только из спирта и воды. К примеру, американцы пьют лишь чистую “белоголовую”, без каких-либо примесей.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще