2001 год, как отметил в отчетном докладе генеральный директор автозавода Сергей Когогин, выдался непростым и по масштабам поставленных задач, и по условиям их реализации. Удалось достичь главного – безубыточности по всем видам деятельности. Впервые получена чистая прибыль в размере 272 млн. рублей, по всей группе “КамАЗ” она несколько меньше – 71 млн. рублей. При поддержке основных акционеров был завершен процесс реструктуризации существенных обязательств на сумму 3,6 млрд. рублей. Практически завершено формирование структуры акционерного капитала. Стоимость одной акции КамАЗа увеличилась к концу 2001 года до 30 центов. Капитализация выросла в 1,28 раза (238,9 млн. долларов США). При этом чистые активы акционерного общества увеличились на 3,3 млрд. рублей.
К сожалению, сложность перегруппировки объектов управления в условиях действующего производства не позволила реализовать все преимущества новой организационной структуры корпорации. Не взят под контроль рост цен на сырье и материалы, что привело к увеличению затрат на рубль товарной продукции.
Завершая доклад, Сергей Когогин подчеркнул, что КамАЗ будет стремиться увеличить масштабы бизнеса и, соответственно, прибыли, обеспечивая гармонию отношений с основными потребителями, своими работниками и акционерами. Что касается прибыли за отчетный период, то собрание постановило дивидендов не выплачивать, а направить ее в резервный фонд предприятия. Обсуждение этого пункта повестки дня вызвало взрыв эмоций в зале. Прежде при подготовке годовых собраний уведомления акционерам – физическим лицам не рассылались. На этот раз вспомнили и о них. Нам невыгодно сидеть в пустом зале, пояснил председатель совета директоров КамАЗа, министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов. И точно: скучать президиуму не пришлось. Правда, вряд ли состоявшийся диалог назовешь продуктивным. Тем не менее Илья Иосифович терпеливо объяснял собравшимся, чем собрание акционеров отличается от профсоюзного.
Разумеется, в накалившейся атмосфере и речи не могло идти о том, чтобы поставить вопрос о выплате вознаграждения членам совета директоров и ревизионной комиссии за проделанную работу. Что вряд ли правильно. Сегодня контрольный пакет акций автозавода принадлежит государству в лице федерального и республиканского фондов имущества, а также Внешторгбанка. У чиновников должна быть материальная заинтересованность в том, чтобы оставаться эффективными представителями собственника. Высокая же сменяемость членов совета директоров КамАЗа наводит на мысль, что многие из них относятся к своим обязанностям формально. Из 23 кандидатур нового состава, внесенных в списки для голосования, 11 попали туда впервые. Обоих своих представителей в органе управления автозаводом заменило Министерство имущественных отношений РФ, двух из трех – ОАО “Банк внешней торговли”.
Бывший генеральный директор КамАЗа Иван Костин перед голосованием взял самоотвод (его кандидатура первоначально значилась в списке нового состава совета директоров компании) “в связи с переходом на другую работу”. Окончательные итоги голосования объявят через несколько дней.