Вчера более трех с половиной часов на заседании Правительства обсуждалась концепция стратегического развития спиртовой и ликероводочной промышленности на 2002-2004 годы. Прессу в зал не пустили: разговор ожидался бурный, эта отрасль затрагивает интересы многих структур и слоев общества.
В последние годы и сам “Татспиртпром” и Правительство вложили немалые деньги в реконструкцию предприятий отрасли, были созданы новые мощности. Теперь встал вопрос об их загрузке. Наш водочный комплекс, по словам Премьер-министра Рустама Минниханова, работает лишь на половину своих возможностей. В итоге большие деньги теряют и производители, и бюджеты разных уровней. Что необходимо предпринять, чтобы исправить положение? В конце прошлого года Президент Минтимер Шаймиев поручил Мин-
экономпрому и “Татспиртпрому” разработать концепцию развития отрасли. Подготовленный документ представил на заседании Правительства генеральный директор ГУП “Татспиртпром” Рашит Шайхутдинов. Его оппонентом выступил генеральный директор Центра реструктуризации и развития предприятий Андрей Шаповальянц (в недавнем прошлом – министр промышленности РФ и председатель совета директоров ОАО “КамАЗ”).
Как и следовало ожидать, у представителей Казани и Москвы – разные взгляды на решение проблемы. Рашит Шайхутдинов и его команда предлагают создать “жесткий” холдинг, в который на правах структурных подразделений объединятся ликероводочные и спиртовые заводы. При этом “Татспиртпром” не очень-то желает отказаться и от непрофильных предприятий, на чем настаивают московские специалисты. Они же считают, что при нынешней финансовой ситуации “Татспиртпром” вряд ли может содержать ипподромы, автодромы, тратить деньги на крупные соревнования.
Изучив ситуацию в отрасли, Андрей Шаповальянц усомнился в том, что создание “административного монстра” приведет к успеху на рынке. В России есть немало примеров, когда подобные действия не приносили желаемых результатов. Почему? Да потому, что в суперхолдинге, как правило, происходит перераспределение доходов прибыльных предприятий в пользу убыточных, сковывается инициатива, команды сверху не всегда учитывают мнение низов. Рынок же должен учитывать интересы всех сторон. Именно об этом, кстати, и беспокоятся директора заводов, главы администраций районов и городов, на территории которых расположены предприятия отрасли.
Отвечая на вопросы журналистов, Андрей Шаповальянц высказал несколько рекомендаций, которые возглавляемый им центр уже выдал руководителям “Татспиртпрома”. В их числе – отказ от производства многочисленных марок продукции (сегодня их более 100) и акцентирование усилий на выпуске нескольких изделий в каждой продуктовой группе, скажем, не более 3-4 наименований. Это позволит создать свои собственные бренды, тогда продукцию будут узнавать и покупать и за пределами Татарстана. А.Шаповальянц посоветовал укрепить финансовое положение предприятий, отказавшись от практики использования оборотных средств для их реконструкции. В конечном счете, это приводит к постоянным долгам в бюджет, вымыванию оборотных средств. Кроме того, московские специалисты считают необходимым выделить несколько крупных предприятий исключительно для работы с известными брендами на российском рынке. Возможности для этого появятся с вводом Буинского спиртового завода, где планируют выпускать спирт марки “Люкс”. Ну и, наконец, нужно проводить более агрессивную политику за пределами Татарстана. Такой опыт в республике есть – тот же “Красный Восток” реализует 65 процентов пива вне Татарстана.
Когда будет принята концепция, пока неясно. Премьер заметил, что она не будет утверждена до тех пор, пока стороны не придут к согласию. Пока же договорились о том, что “Татспиртпром” и центр Шаповальянца начнут работать совместно в области маркетинга, технического перевооружения, привлечения инвестиций.