“Татнефть” инициирует большие перемены

Накануне предстоящего в пятницу собрания акционеров “Татнефти” генеральный директор компании Шафагат Тахаутдинов провел пресс-конференцию, на которой сделал несколько примечательных заявлений, связанных с дальнейшим развитием этого акционерного общества, и не только.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Накануне предстоящего в пятницу собрания акционеров “Татнефти” генеральный директор компании Шафагат Тахаутдинов провел пресс-конференцию, на которой сделал несколько примечательных заявлений, связанных с дальнейшим развитием этого акционерного общества, и не только.


Банки все-таки объединятся

Если прежде разговоры о слиянии банков “Ак барс” и “Зенит” велись исключительно в неофициальной обстановке и никто из облеченных властью лиц не брался их комментировать, то генеральный директор “Татнефти” заявил однозначно: да, такие переговоры идут, и в самое ближайшее время советы директоров двух банков примут решения об объединении. Понятно, что инициатива исходила не от банка “Зенит” и, наверное, не от “Ак барс”-банка. Скорее всего, это решение руководства “Татнефти”, которая вынуждена оптимизировать свои расходы. Какой смысл работать с тремя банками, в уставных капиталах которых имеется значительная доля нефтяников (третий банк – “Девон-кредит”, но о его присоединении на пресс-конференции ничего не было сказано). Их объединение, естественно, сократит операционные расходы, увеличит доходы от каждого вложенного рубля. Добавим, что многие технические вопросы, необходимые для осуществления этой процедуры, уже решены. Так, председателем совета директоров в обоих банках избран Роберт Мусин, председатель правления “Зенита” Алексей Соколов вошел в совет директоров банка “Ак барс”, и его кандидатура предложена в совет директоров ОАО “Татнефть”. Словом, как отметил Шафагат Тахаутдинов, сейчас пришло время осуществить давно задуманные мероприятия по оптимизации банковской системы компании. Раньше в силу объективных причин этого сделать не удавалось.


Создается управляющая компания

Другой резкий шаг нефтяники делают в отношении нефтехимических производств, которые полностью ими контролируются. Шафагат Тахаутдинов заявил, что сейчас создается управляющая компания “Татнефть – нефтехим”, которой будут переданы акции нефтехимических предприятий, занимающихся переработкой, транспортировкой, реализацией нефтепродуктов. В этот блок попали ОАО “Нижнекамскшина”, Нижнекамский механический завод, завод “Эластик”, завод техуглерода, Ефремовский завод синтетического каучука, строящийся завод по производству масел и другие. В ходе реорганизации эти предприятия по сути станут такими же структурными подразделениями “Татнефти”, как НГДУ. Их задача – исключительно производство конкурентоспособной продукции. Ее реализацией будут заниматься другие. Такой принцип, внедренный на базе нефтегазодобывающих управлений, уже доказал свою жизнеспособность. Теперь дошла очередь до нефтехимии и газопереработки. Добавим, что со временем акции ОАО, над которыми получила контроль “Татнефть”, будут конвертированы в акции материнской компании. Эти шаги, как заявил Шафагат Тахаутдинов, полностью вписываются в концепцию создания вертикально интегрированной компании.


По всей видимости, столь резкие движения в отношении шинников связаны с тем, что “Татнефть” больше не желает бросать на ветер средства, вложенные в шинное производство. В прошлом году “Нижнекамскшина” принесла компании один миллиард рублей убытков, хотя туда было вложено более 3,5 млрд. рублей инвестиций. Шинники по старой традиции хотят получать от нефтяников дешевое сырье, но при этом самостоятельно реализовывать свою продукцию. Этого не будет, сказал Ш.Тахаутдинов. “Нижнекамскшина” станет получать сырье по рыночным ценам и продавать изделия тоже по рыночным ценам. Очевидно, нефтяники хотят научить своих подопечных работать по этому принципу. Жесткое “воспитание” шинников уже приносит некоторые результаты. В апреле – мае “Нижнекамскшина” впервые за последние годы сработала с прибылью.


Холдинг умеет приспосабливаться к рынку

Известно, что нефтяной рынок – самый неустойчивый. Цены скачут, и даже самые маститые эксперты не могут их предугадать. Поэтому крупнейшие нефтяные компании (в том числе и “Татнефть”) научились быстро реагировать на капризы рынка, то сокращая, то увеличивая свои расходы. В начале года, когда упали цены на нефть, компания была вынуждена остановить 2,2 тысячи скважин, которые оказались нерентабельными. Сейчас ситуация выправилась, и скважины вновь заработали. По словам Ш.Тахаутдинова, наметившееся отставание в объемах добычи нефти будет ликвидировано в июне – июле.


Другой серьезный барьер, который нефтяникам предстоит преодолеть в ближайшее время, – это введение банка качества нефти. Прежде чем пойти на этот шаг, считает руководитель “Татнефти”, нужно поставить все компании в равные условия. Что имеется в виду? Например, в Канаде есть месторождения, где дебит скважины составляет 200 килограммов сырья в сутки. И эти скважины не останавливаются. Правительство, чтобы поддержать такие компании, освобождает их от налогов. Потери компенсируются тем, что обеспечивается пусть минимальная, но добыча, есть работа и зарплата у людей. В России же практически никак не учитываются возраст месторождений, условия добычи нефти, затраты, которые несут компании при работе на выработанных пластах. А ведь банк качества, если он будет введен, серьезно усугубит финансовое положение нефтяников, поскольку доходы от реализации сернистой нефти существенно сократятся. Может случиться так, что придется сокращать людей.


В этой ситуации “Татнефть” торопится ввести в строй Нижнекамский НПЗ, где можно было бы перерабатывать высокосернистую нефть. Ход строительства этого объекта обсуждался на недавнем совещании, которое провел Премьер-министр РТ Рустам Минниханов. Что касается нефтяников, то они финансируют работы в полном объеме и в срок. Подводят строители, которым мешает груз старых долгов и проблем. На совещании было решено, что подрядчики сейчас будут максимально использовать световой день, наладят работу в три смены, чтобы ликвидировать отставание по графику.


Не так давно была введена в строй битумная установка, которая уже дала первую продукцию. Нижнекамский битум будет использован для строительства дорог не только в Татарстане, но и за его пределами. На днях прошли переговоры нефтяников с руководителями “Росавтодора”, которые готовы подписать соглашение о закупке местного битума.


Нефтяники долгов не имеют

На пресс-конференции Шафагат Тахаутдинов сообщил, что “Татнефть” полностью рассчиталась с клубом кредиторов и тем самым подтвердила свой высокий кредитный рейтинг. Косвенно это подтверждается тем обстоятельством, что сегодня компания отказывается вести переговоры по валютным кредитам, если процентная ставка составляет выше шести процентов. По той же схеме она предлагает работать и контролируемым предприятиям: им выгоднее брать кредиты при участии “Татнефти”, нежели самостоятельно. Самостоятельно получается – не ниже 12 процентов. Чистая кредитная история компании – это еще один плюс, которым могут воспользоваться структурные подразделения холдинга.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще