Россия, как и любая другая страна, претендующая на создание эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится войти во Всемирную торговую организацию. И пытается сделать это на протяжении уже семи лет (в общем-то, с момента создания ВТО), стараясь убедить мировое сообщество, что достойна быть членом этой организации. Понятное дело, участие в ВТО подразумевает получение множества преимуществ, к примеру, лучшие (по сравнению с существующими) и недискриминационные условия для доступа российской продукции на иностранные рынки, более благоприятный климат для иностранных инвестиций и т.д.
Сам факт вхождения в ВТО еще не является универсальным “пропуском” в мировую экономику. Так как экономическое взаимодействие (в том числе и внешнеэкономическое) происходит в основном на уровне конкретных коммерческих структур (фирм, компаний, предприятий), то необходимым элементом подлинной интеграции в мировую экономику станет достижение такого уровня конкурентоспособности, который позволит предприятию как минимум выжить и как максимум извлечь от этого пользу.
В свете современной экономической политики, в условиях все более жесткой конкуренции и продолжающихся изменений в налогообложении многие российские руководители озаботились поиском резервов эффективности работы своих предприятий. Так какие же ходы необходимо сделать, чтобы предприятие воспринималось как перспективный объект инвестиций и получило реальные конкурентные преимущества? Об этом наш разговор с генеральным директором аудиторско-консалтинговой компании “Аудэкс” Айратом Гимадутдиновым.
– Внутренние резервы эффективного развития предприятия нужно искать, прежде всего, в грамотном менеджменте, – считает Айрат Фердинандович. – В России проблема хорошего менеджмента особенно актуальна. На Западе специалист, прежде чем стать менеджером, лет десять учится в престижных высших учебных заведениях. А потом ежегодно проходит курсы повышения квалификации.
В нашей стране управленческое образование находится в зачаточной стадии. Поэтому и грамотность россиян в области управления невысока. В итоге наличие хорошего менеджера, видящего перспективы развития компании, – большая удача для нее.
– Резервы развития предприятия, повышения эффективности его финансово-экономической деятельности наверняка заложены на каждом этапе бизнес-цепочки. Но начинается цепочка с получения информации о рынке…
– …То есть с маркетинга, который называют “философией производства”. Отдельные российские производители, не владея всеми инструментами маркетинга, поступают по старинке – продолжают выдавать невостребованную продукцию. И всеми способами пытаются сбыть ее тому сегменту рынка, которому обычно продавали. Но все течет, все изменяется. Нужно постоянно отслеживать свои позиции на рынке, а также искать новые ниши и рынки сбыта, поскольку им свойственно периодически возникать и исчезать.
Для этого необходимо прибегнуть к маркетинговым исследованиям: провести сегментацию рынка, определить свое положение на рынке, выявить потенциально перспективные ниши. На основании полученной информации следует разработать план продвижения существующего ассортимента продукции, предложения по пересмотру ассортимента. В более долгосрочном периоде все это должно войти в общий план стратегического развития предприятия. Без наличия стратегической цели практически невозможно планомерное, прочное достижение успеха в бизнесе. К сожалению, некоторые российские управленцы это недопонимают.
– Можно быть продвинутым в таких вопросах директором, но при этом неумело руководить персоналом, поэтому не получать от работников должной отдачи…
– В умелом управлении персоналом лежит следующий пласт, где следует искать источник повышения эффективности работы. Система управления предприятием должна быть построена таким образом, чтобы каждый работник чувствовал себя звеном в мощной цепи своего предприятия. Для этого нужно, чтобы человек знал и разделял цель деятельности организации, представлял свою роль в достижении этой цели и четко видел свои выгоды. Если все звенья будут функционировать исправно и осознанно, тогда повысится и качество работы каждого сотрудника, и качество выпускаемой продукции.
При создании условий грамотной мотивации у человека возникает заинтересованность в своей работе, в развитии всего предприятия. Это позволяет достигать снижения издержек производства за счет внедрения инновационных предложений и за счет сокращения потерь рабочего времени.
Все упомянутое выше является неотъемлемой частью системы управления качеством, или менеджмента качества. Таким образом, менеджмент качества неразрывно связан с такими функциями управления, как маркетинг, стратегическое планирование, мотивация персонала.
Существенные резервы могут скрываться и в правильном построении финансовых схем, в соответствии с которыми функционирует предприятие, и в грамотном юридическом оформлении экономических взаимоотношений. Ведь даже, казалось бы, от незначительных вариаций в формулировках договоров может существенно зависеть последующее налогообложение.
Часто в организациях выявляется переплата налогов, а ведь это отвлеченные оборотные средства, неэффективное использование источников финансирования. При комплексном подходе к выявлению резервов стоит обращать на данный вопрос пристальное внимание, изыскивать возможности оптимизации налогообложения предприятий. А специально подготовленные юристы должны защищать интересы клиентов в суде, перед налоговыми органами и так далее.
Оптимизировать управленческие процессы надежнее всего с помощью автоматизации – посредством компьютерных программ, позволяющих вести полный управленческий учет. Но, к сожалению, автоматизация управления используется пока редко.
– От чего или от кого зависит реализация всех вышеназванных проектов?
– Во многом от команды управленцев, работающих на предприятии. Однако практика показывает, что наибольший эффект от работ по оптимизации системы управления предприятием достигается при совместной работе с привлечением консультантов. Крупные западные компании даже при наличии высокопрофессиональных менеджеров пользуются консалтинговыми услугами. Поскольку все равно требуются узкие специалисты, которые владеют соответствующей методологией и могут позволить себе объективно взглянуть на проблему со стороны. А внутри команды, как правило, существует однобокий подход к решению вопроса.
– Это ж какую голову нужно иметь, чтобы учить директоров управлять по-новому…
– В мировой практике консультанты пятьдесят процентов времени тратят на оказание услуг и столько же – на повышение своей квалификации. Все наши работники имеют высшее (в основном экономическое) образование, некоторые – по два высших. Много времени отдают на изучение новинок экономической литературы, на посещение семинаров, организованных по специальной образовательной программе. Регулярно проходят аттестацию и, конечно же, постоянно практикуются.
В общем, за восемь лет работы накопили опыт, прошли все стадии бизнес-процесса – от теоретической разработки до внедрения на производстве конкретных проектов.
– Есть ли еще какие-либо области, где предприятие может найти резервы для повышения эффективности работы? И какие для этого требуются “инструменты”?
– Хорошим средством для выявления резервов предприятия является аудит. Только нужно уметь им пользоваться. Аудит в настоящее время – это составная часть комплекса работ по финансовому (в том числе бухгалтерскому и налоговому) консалтингу. Аудит, кроме своих функций, закрепленных законодательством (подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета), выполняет немаловажную функцию подготовки информационной базы для проведения работ по оптимизации налогообложения и системы учета. К числу наиболее важных направлений в этой области относятся повышение достоверности экономической информации (что немаловажно в случае потенциального привлечения инвесторов), снижение риска применения финансовых санкций, экономия за счет необоснованно начислявшихся сумм налогов.
То есть наша цель – не только проверить достоверность отчетов, но и оказать предприятию помощь.
– Потенциальный инвестор не будет сотрудничать с организацией, не имеющей заключения аудитора, вызывающего доверие…
– Безусловно. Чтобы не быть обманутым, инвестор будет вкладывать деньги в прозрачный, понятный бизнес. Конечно, для него важно, кто стал аудитором предприятия-партнера. Он предпочтет иметь дело с аудиторской компанией, которая дорожит своей репутацией, прошла проверку по международным стандартам качества и является членом солидного международного объединения.
– А ваша фирма удовлетворяет этим требованиям?
– Компания является членом-корреспондентом международной ассоциации ведущих аудиторско-консалтинговых и бухгалтерских фирм Moores Rowland International, которая входит в десятку крупнейших аудиторских организаций мира. Поэтому “Аудэкс” располагает доступом к информации мирового уровня, в состоянии профессионально выполнить работу по созданию оригинальных методик с использованием международного опыта, адаптированного к российскому законодательству. Можем предоставить руководителям предприятий любую, даже самую специфическую информацию, к примеру, об особенностях налогообложения или организации бизнеса в той или иной стране.
Помимо доступа к информационным источникам MRI, компания имеет собственную методологическую базу, штат, который занимается научно-исследовательскими разработками с учетом местных особенностей рынка. Так что фирма обладает достаточным опытом в области аудита и консалтинга, а ее специалисты – знаниями.
– Все-таки, меняется ли психология директоров? Начинают ли они осознавать преимущества проведения консалтинга и аудита?
– В целом осознание необходимости совершенствования процесса управления чувствуется. Но в то же время многие руководители не представляют, с какого боку подойти к этому вопросу. Бывает, директор регулярно ездит в Москву на семинары, где его учат, как эффективно строить бизнес. Но возвращается домой и говорит: “Да, это возможно, но где-то в другом месте, а не на моем предприятии. Здесь другие отношения, другая система…”
Действительно, самая большая проблема, возникающая при внедрении консалтинговых разработок, – это ломка стереотипного мышления персонала. Главная цель в работе по совершенствованию управления – научить людей, как эффективно зарабатывать ВМЕСТЕ с предприятием.
– Есть ли данные по поводу того, какой процент экономической выгоды отводится умелому консалтингу?
– Такой вопрос приходится часто слышать от наших клиентов. Получаемый эффект невозможно измерить в процентах. Он зависит от многих факторов. Прежде всего, от желания руководства начать преобразования и внедрять рекомендации, разработанные аудиторско-консалтинговой фирмой для конкретного предприятия.
Вообще, наша работа нацелена на перспективу. Она год от года приносит плоды и создает долгосрочные конкурентные преимущества. Эволюционный процесс подгонять нельзя. Россияне привыкли относиться к всевозможным изменениям настороженно: мол, все равно это бесполезно или того хуже – обманчиво. Нужно время, чтобы убедить людей: реформирование направлено на развитие предприятия и призвано улучшить условия работы персонала – как моральные, так и материальные.
Беседовала