В небесах мы летаем чужих

Более девяноста процентов продукции, выпускаемой Казанским вертолетным заводом, идет на экспорт.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Более девяноста процентов продукции, выпускаемой Казанским вертолетным заводом, идет на экспорт. И только семь процентов машин остается в России. Правда, семь процентов внутренних поставок – это больше, чем в прошлые годы, заметил на собрании акционеров ОАО “Казанский вертолетный завод” его генеральный директор Александр Лаврентьев. Несколько лет назад России наши вертолеты были вообще не нужны. Они, по большому счету, не нужны и сегодня, поскольку в военной доктрине нашей страны записано: не покупать до 2010 года новые вертолеты, а модернизировать и ремонтировать старые. Но машины, собранные на КВЗ, настолько впечатляют военных, что они вопреки указаниям Кремля новую технику все-таки покупают. В 2001 году силовые ведомства приобрели на КВЗ десять машин. Намерены они их закупать и в нынешнем году, и в будущем. Армия и внутренние войска не могут решать сложные задачи на старых вертолетах.


Как признался генеральный директор на состоявшейся после собрания пресс-конференции, 93 процента экспорта – это ненормально для российского предприятия. Нормальная доля – 20 процентов. Остальное должны покупать внутренние потребители. Но сегодня, чтобы выжить, завод вынужден обеспечивать новой современной техникой зарубежные страны. И конкурировать с крупнейшими иностранными производителями вертолетов – США, Англией, Францией и Германией. Больше никто в мире не может делать качественные машины. Может их делать Россия, где сильны традиции в авиастроении. Но российские власти, по всей видимости, готовы похоронить и эту отрасль, принимая законы, которые не помогают успешно работающим предприятиям, а наоборот, мешают им зарабатывать прибыль.


Чего, к слову сказать, стоит наше налоговое законодательство, которое ставит на одну доску предприятия-экспортеры и предприятия, работающие на внутренний рынок? Дело в том, что тот же КВЗ вынужден платить все налоги сразу после отгрузки своей продукции потребителям. Потребители, находящиеся за тремя морями и океанами, оплачивают контракт исключительно после прибытия вертолетов. Этот временной разрыв (месяц и более) никто не принимает во внимание. В итоге завод берет кредиты, платит огромные штрафы за несвоевременную уплату налогов. Иногда защищается в судах, если налоговые органы “наезжают” уж совсем несправедливо. За минувшие семь лет юристы предприятия выиграли 17 судебных исков, оспорив незаконные решения на сумму 120 млн. рублей в судах и на 50 млн. рублей – в арбитраже. Только в прошлом году КВЗ вернул себе 22 млн. рублей, которые хотели взыскать фискальные органы. В какой другой стране возможна такая борьба контролирующих органов с местными производителями? Зная о подобных наклонностях налоговиков, менеджеры предприятия выбрали себе квалифицированного аудитора – фирму “Престо Аудит”, которая не только проверяет бухгалтерские документы, но и помогает КВЗ отстаивать свои интересы в судах. Сегодня нужно уметь защищаться и от внешних конкурентов, и от внутренних “помощников”.


Борьбу с конкурентами можно выдержать двумя цивилизованными способами: выпуская качественную продукцию и устанавливая на нее приемлемые цены. На этих двух столпах и держится стратегия Казанского вертолетного завода. Его продукцию покупают, прежде всего, потому, что она удовлетворяет этим двум требованиям. При этом предприятие постоянно предлагает потребителям все новые образцы и модификации машин. В нынешнем году завод выпустит новый вертолет МТВ-7, оснащенный новыми двигателем “ВК-2500” (разработка конструкторов из Санкт-Петербурга, производитель – Запорожье), силовой установкой и редуктором. В мире сегодня такой машины нет, на испытаниях она забралась на высоту восемь тысяч метров. Машина получит новую авионику (отечественную, разработанную компанией “Транзас”). Ориентация на отечественных производителей комплектующих и узлов – еще один принцип завода. С зарубежными поставщиками, как правило, возникает масса сложностей из-за таможенных и налоговых препон.


Идут испытания вертолета “Ансат”. Три машины сегодня летают на испытаниях, еще пять находятся на сборке. Завод уже сформировал портфель заказов на эту машину. Потребители только ждут, когда завершатся сертификационные полеты. Параллельно продолжается работа над тяжелым вертолетом Ми-38 и легким – “Актай”. Только в прошлом году на создание новой техники предприятие направило 300 млн. рублей (это половина так называемой чистой прибыли). В нынешнем году вложения в новую технику, по словам Александра Лаврентьева, будут не меньше. Однако чтобы завершить работы только по “Ансату”, потребуется не менее трех миллионов долларов.


Казанский вертолетный завод постоянно испытывает недостаток оборотных средств. Не хватает средств, чтобы постоянно повышать зарплату. В прошлом году она составила в среднем 4,3 тысячи рублей (у рабочих – 6,3 тысячи, у специалистов – 5,8 тысячи рублей). В нынешнем планируется рост зарплаты, поскольку идет успешная реализация контрактов, и деньги будут. Будет и работа у коллектива – и внутренним, и внешним заказчикам.


По итогам прошлого года (КВЗ выпустил продукции более чем на 6 млрд. рублей) принято решение выплатить дивиденды на обыкновенные акции в размере 13 процентов, на привилегированные – 100 процентов. На эти цели будет направлено 20 млн. рублей.


На собрании акционеров был избран совет директоров, в который вошли представители государства (первый заместитель министра финансов РТ Р.Миннигалеев, государственный советник при Президенте РТ Т.Акулов, первый заместитель директора Российского аэрокосмического агентства В.Воскобойников, заместитель министра экономики и промышленности РТ С.Мухин) и представители предприятия. Первое заседание совета директоров в этот день не проводилось: присутствовали не все избранные представители. Кворум, по словам А.Лаврентьева, был, но хотелось первое заседание провести при стопроцентной явке.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще