Не пройдет и полугода – Татарстан опутают компьютерные сети?

За информатизацию в Татарстане отвечают два ведомства: Минэкономики и Минсвязи.

Автор статьи: Рафаэль МИРГАЗИЗОВ

За информатизацию в Татарстане отвечают два ведомства: Минэкономики и Минсвязи. Недавно была создана еще одна структура – Центр информатизации при Кабмине РТ, генеральным директором которого назначен Рашит Юсупов, одновременно исполняющий обязанности начальника отдела информатизации в Правительстве Татарстана. Для чего нужна эта организация? – с этого вопроса началась наша беседа.


– Во-первых, – говорит Рашит Равилевич, – появились конкретные задачи, которые невозможно решать силами отдельных министерств. Во-вторых, есть межведомственные задачи, решение которых требует координации усилий. Вот для этого и необходим наш центр.


– Когда вы говорите о конкретных задачах, что вы имеете в виду?


– Прежде всего создание территориальной автоматизированной информационной системы и ее взаимодействие с информационными системами иных организаций. Главная наша функция – управление сетью передач данных органов государственной власти.


Фото из журнала 'Deutschland'– Но прежде чем управлять, такую сеть нужно еще создать.


– Корпоративная сеть передачи данных, представляющая собой комплекс взаимосвязанных телекоммуникационных узлов, уже существует. Комплекс объединяет Кабмин РТ, ряд министерств и администрации городов и районов. Другое дело, что его нужно развивать и совершенствовать.


– Эта корпоративная сеть, насколько мне известно, создана компанией “SENet-Tatarstan” по инициативе Казанского НЦ РАН…


– Мы создаем ее совместно. Один телекоммуникационный узел (АТС-641) уже установлен при Кабмине, этим каналом пользуются Регистрационная палата, Госкомстат, МВД, администрация Казани, ряд вузов. Предполагается, что в единую систему будут объединены все бюджетные организации, включая образовательные учреждения.


Что мы имеем на текущий день? Со всеми районами установлена электронная связь, уже одно это позволяет экономить значительные средства. Простой пример. Допустим, нужно разослать телеграмму главам районных администраций, состоящую из 25 слов. Если ту же информацию передать по электронной почте, получится в 9 раз дешевле.


Правда, документооборот растет, и существующих телефонных каналов и скоростей уже недостаточно. К тому же приходится часами занимать телефонную связь…


– Значит, нужно переходить на современные цифровые технологии!


– О чем и речь! В прошлогоднем послании Госсовету РТ Президент Шаймиев говорил о необходимости создания государственной системы компьютерных телекоммуникаций, а в нынешнем послании – уже о переводе ее в режим промышленной эксплуатации.


– Вы готовы к этому?


– Это будет реально, когда мы повсеместно перейдем на цифровые каналы связи, когда на каждой АТС будет установлено оборудование так называемой “последней мили”, позволяющей доходить до конкретного абонента. При этом используется обычная телефонная связь, но телефон для остальных абонентов не отключается, и передача данных происходит на больших скоростях, до 1 мегабайта в секунду. Пока, как я уже говорил, у нас есть только одна такая АТС.


– Тут нужна специальная программа, подкрепленная бюджетным финансированием.


– Такая программа в настоящее время нами разрабатывается. По прошлогодним прикидкам, чтобы закупить оборудование для всей республики, понадобится порядка 60 миллионов рублей.


– Как быстро можно установить это оборудование?


– С момента выделения денег оборудование можно установить во всех районах в течение шести месяцев.


– Автоматизировать делопроизводство предполагается только путем передачи информации через электронную почту?


– Не только, новое оборудование позволит строить виртуальные сети. Каждое министерство, подключившись к этой сети, может построить свою локальную сеть, которая будет видна только ему. Причем работать она будет не только в режиме электронной почты, но и в режиме он-лайн.


– Такой возможностью будут обладать лишь госучреждения или предполагается подключение к общей сети и хозяйствующих субъектов?


– Мы будем обслуживать только бюджетные организации. Остальные будут по-прежнему пользоваться услугами коммерческих провайдеров либо создавать свои сети.


– Сможет ли каждое министерство и ведомство вести самостоятельные расчеты за пользование услугами сети или предполагается централизованный бюджет?


– Мы предполагаем, что, по крайней мере, на первых порах подключение и обслуживание сети будет централизованное. Централизованное финансирование всегда дешевле. Да, для того, чтобы создать крупную сеть, охватывающую все госучреждения республики, нужно вложить кругленькую сумму, но зато эксплутационные расходы потом будут гораздо ниже, чем у коммерческих провайдеров. Отдельные учреждения не смогут арендовать каналы большой пропускной способности – и это тоже аргумент в пользу централизованного подхода.


– Входит ли выбор и установка программ автоматизации делопроизводства в ваши функциональные обязанности или они ограничиваются созданием и обслуживанием корпоративной сети?


– Мониторинг и внедрение компьютерных информационных технологий – это тоже наши уставные задачи.


– И какому программному продукту вы отдаете предпочтение?


– Комплексной системе автоматизации и делопроизводства “CompanyMedia Tatarstan”, которая уже хорошо себя зарекомендовала в трех структурах – Аппарате Президента, Кабмине и Министерстве здравоохранения РТ. Автор стандартной версии этой разработки – компания “InterTrust”, с которой Поволжский научно-учебный центр КГТУ (КАИ) три года назад подписал соглашение о внедрении данного продукта в органах госвласти Татарстана. Программа подверглась значительной доработке и оптимизирована к нашим условиям, сейчас трудно определить, какая ее часть принадлежит “InterTrust”, какая – КАИ.


– Если я правильно понял, все уже предопределено и у министерств нет выбора, им будет предлагаться уже готовая разработка?


– Зачем изобретать велосипед? Система “CompanyMedia Tatarstan”, как я уже говорил, специально оптимизирована под наши условия. Недавно установить ее у себя изъявили желание еще два ведомства: Министерство транспорта и дорожного хозяйства и МВД. Правда, в МВД сначала прошло два семинара, руководство определялось, что лучше: “CompanyMedia Tatarstan” или “Дело” – разработка другой московской компании “Электронные офисные системы”. Остановились на первом варианте.


Мы считаем, что это правильное решение.


– То есть вы за монополию! Но согласитесь, что у различных министерств и ведомств – разные задачи. Возьмем, к примеру, Министерство финансов и Министерство культуры – много ли у них общего? Так, может, не стоит стричь всех под общую гребенку, а оставить право выбора за самими ведомствами?


– Не могу с вами согласиться. Регистрация, учет и хранение документов, входящие и исходящие документы, обработка обращений граждан, бухгалтерская отчетность – во всех государственных учреждениях эта работа ведется по одной и той же схеме и поэтому легко поддается унификации. Напротив, будет непонятно, если в каждом ведомстве установить разные правила – это может привести к полной неразберихе.


– Сколько стоит установка “CompanyMedia Tatarstan”, скажем, на 30 рабочих мест?


– Сегодняшние цены нужно уточнять, а в 1999 году это стоило около 20 тысяч долларов.


– А система “Дело”, которую вы упомянули, – 5 тысяч долларов. К тому же она свободно инсталируется в привычную для массового пользователя среду “Wundows” и не требует установки таких специфических и узкоспециальных оболочек, как “Lotus”, на которой работает “CompanyMedia Tatarstan”. Может быть, поэтому наши соседи в Чувашии и Мордовии отдают предпочтение “Делу”, да и в других российских регионах, включая Москву и Питер, эта система распространяется довольно широко?


– Мы встречались с разработчиками “Дела” и руководством этой компании. Они лукавят, когда говорят о 5 тысячах долларов, – полная установка обойдется в те же 20 тысяч. Прежде чем отдать предпочтение той или иной системе, наши специалисты основательно их изучили и пришли к выводу, что нашим потребностям наиболее полно отвечает продукция “InterTrust”. Кстати, она применяется такой солидной компанией, как “Лукойл”, для которой, собственно, первоначально и разрабатывалась.


– На это можно было бы сказать: а “Татнефть” пользуется “Делом”, и не только нефтяники, еще 25 структур в Татарстане, в том числе государственные, установили этот продукт. Но я не хочу вступать в дискуссию, я говорю лишь о том, что конкретные пользователи должны получить возможность пользоваться гибкими программами, легко адаптируемыми к их нуждам. Способна ли, например, предлагаемая вами программа обрабатывать документы на татарском языке? Учитывая, что в нашей республике два государственных языка, – это не праздный вопрос.


– “CompanyMedia Tatarstan” не только способна обрабатывать документы на татарском языке, но в случае необходимости можно и ее интерфейс перевести на татарский язык. Татарская локализация – не проблема. Только нужна ли она – вот в чем вопрос. Программное обеспечение развивается и меняется так стремительно, что национальная локализация никак за ней не поспевает.


– И последний вопрос, может, не совсем по адресу, но не могу его вам не задать. В последнее время в республиканских СМИ, в том числе и на страницах нашей газеты, ведется дискуссия по поводу того, нужен ли Татарстану домен первого уровня. Хотелось бы услышать и ваше мнение.


– Необходимость регистрации домена первого уровня возникает в том случае, когда места на домене, которым пользовались до сих пор, уже не хватает. Мы знаем, что много татарских сайтов размещено в доменной зоне “ru”, их может быть размещено там еще больше, и вряд ли для их создателей принципиально важно, чтобы их адреса непременно заканчивались бы, скажем, на “tat” или “rt”. Здесь, на мой взгляд, нужен трезвый экономический расчет: а в какую сумму нам выльется не только покупка домена первого уровня, но и еще его поддержка и содержание?..


Беседовал

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще