На заводе микролитражных автомобилей КамАЗа введены в эксплуатацию два новых термопластавтомата германской фирмы “Демаг”, выигравшей тендер у двух других известных в мире производителей аналогичного класса оборудования – компаний “Краус Маффей” (ФРГ) и “Эл Джи” (Корея).
Агрегаты куплены в лизинг по ставке 7 процентов годовых. В течение четырех с половиной лет ЗМА должно выплатить немецким партнерам 3,8 млн. долларов США, однако к тому времени эти затраты успеют окупиться дважды, подчеркнул на презентации инвестиционного проекта генеральный директор предприятия Васил Каюмов. Рассчитываться за оборудование завод будет самостоятельно, без помощи материнской компании. Тем более, дела с экономикой здесь идут лучше, чем у других камазовских “дочек”. В апреле затраты на рубль товарной продукции снизились до 89 копеек. Правда, с 1 июля ВАЗ поднимает цены на свои комплектующие изделия на 5 процентов, на 13 процентов подорожает продукция металлургов. Так что за приемлемое соотношение между ценой и себестоимостью “окушек” еще придется побороться. Пополнение парка оборудования в цехе пластмассовых изделий новыми высокопроизводительными автоматами окажется весьма кстати.
Машины – чудо компьютерной техники, сами корректируют расчеты технологов. Скажем, поскольку толщина отливаемых деталей разная, бывает трудно определить оптимальное давление, под которым необходимо подавать расплавленное сырье в пресс-форму. В случае ошибки оператора на дисплее тотчас высвечивается величина погрешности. Кроме того, оборудование имеет “защиту от дураков”. Сунуть по рассеянности руку внутрь его, когда идет рабочий процесс, просто невозможно.
За последние два года завод микролитражных автомобилей почти удвоил производство пластмассовых изделий, а в нынешнем году его объемы должны возрасти еще на 50 процентов. С 1 августа здесь будут изготавливаться комплектующие изделия для большегрузов. Участок пластмасс на литейном заводе КамАЗа закрывается. Однако немецкие термопластавтоматы закуплены главным образом под номенклатуру ЗМА.
– Во-первых, – заметил начальник цеха пластмассовых изделий Владимир Бура, – мы помним о наказе Президента республики довести выпуск “окушек” до 75 тысяч, а затем и до 100 тысяч штук в год. Свои же проектные мощности – 55 тысяч машинокомплектов – цех превзошел еще в прошлом году. Это при условии трехсменной работы, включая воскресенья. Программа 2002 года – 60 тысяч машинокомплектов. Без нового оборудования было не обойтись. Оно необходимо и для решения второй задачи – увеличения удельного веса пластмассовых деталей в микролитражке.
Как известно, “Ока” проектировалась как ширпотреб. И конструкторов обязали сделать ее дешевой во что бы то ни стало. Получился автомобиль-аскет. Внутри салона много незакрытого железа. Интерьер предстоит облагородить. Этого требуют и амбициозные планы предприятия по выходу на зарубежные рынки, в том числе развитых стран. С германской компанией ИНАТЭК идут переговоры об оснащении двигателя “Оки” инжектором и катализатором для выхлопных газов, после чего он будет соответствовать стандартам “Евро-3”. Все это удовольствие обойдется покупателю примерно в 500 долларов США. Для россиян накладно, а для тех же немцев пустяк. И они, как показывают маркетинговые исследования, вполне могут “клюнуть” на “окушку” в качестве второго автомобиля для семьи.
Безусловно, повысит шансы ЗМА прорваться за “кордон” ввод в эксплуатацию линии окраски фирмы “Дюрр” в первом квартале будущего года. Возможно, это событие случится даже раньше. Из 450 ящиков с оборудованием остались нераспакованными восемьдесят. Монтаж его идет полным ходом. Но поскольку линия несколько лет пролежала на складе, директор завода В.Каюмов склонен проявлять осторожность: времени на пусконаладочные работы отведено с запасом.