Наша республика намерена участвовать в акционировании предприятий нефтехимического комплекса Беларуси, организовать на базе ЕлАЗа совместное предприятие по производству колес для тракторов “Беларусь”, поставлять в белорусский регион нефть, шины, камазовские двигатели… Вот основной круг вопросов, обсуждавшихся в ходе состоявшегося 3-4 июня визита татарстанской официальной делегации во главе с Премьер-министром РТ Р.Миннихановым в Беларусь. О подробностях этой поездки рассказал журналистам министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Х.Салихов на прошедшем в четверг брифинге.
Сотрудничество между двумя республиками довольно-таки давнее и тесное. Достаточно сказать, что на протяжении последних нескольких лет Татарстан стабильно входит в десятку регионов России, являющихся внешнеторговыми партнерами Беларуси, которая по основным социально-экономическим показателям мало чем отличается от нашей республики. За прошлый год товарооборот между Татарстаном и Беларусью составил более ста миллионов долларов США.
На этот раз в состав татарстанской делегации также вошли вице-премьер – министр экономики и промышленности РТ А.Пахомов, генеральный директор КамАЗа С.Когогин, руководители “Татнефти”, “Нижнекамскшины” и других предприятий машиностроительной и нефтехимической отраслей республики. Представители Татарстана не только посетили ведущие предприятия Беларуси, но и встретились с президентом РБ А.Лукашенко, исполняющим обязанности председателя правительства РБ В.Дражиным.
Интерес первый
К Минскому тракторному заводу Татарстан имеет прямой интерес не только потому, что давно закупает у МТЗ колесные тракторы “Беларусь”.
Лишь 40 процентов комплектующих для сельскохозяйственной техники создается на самом заводе, а процентов 30 приобретается в регионах России. И на ближайшую перспективу МТЗ планирует разместить сборочное производство колес для тракторов за пределами республики. Поэтому Правительство РТ ставит перед собой задачу убедить белорусов остановить свой выбор на Елабужском автомобильном заводе, поскольку в Татарстане с минской техникой знакомы неплохо.
А.Лукашенко эту идею одобрил. Дело – за конкретным соглашением. Возможно, на следующей неделе, когда совместная татарстано-белорусская делегация отправится с плановым визитом в первопрестольную, решение данного вопроса приблизится. Пока же с дирекцией МТЗ достигнута договоренность о прямых поставках сельхозтехники в Татарстан, а также об использовании лизинговых схем.
Интерес второй
Общеизвестно, что Минский автомобильный завод по некоторым моделям грузовиков является конкурентом Камского автозавода. Но, в принципе, это не мешает кооперации двух предприятий. К примеру, КамАЗу нет необходимости расширять номенклатуру производства некоторых деталей и узлов, когда есть возможность использовать мазовские комплектующие. А МАЗ мог бы воспользоваться камазовскими агрегатами, в том числе и двигателями.
Камскому автогиганту удалось договориться с Японией о получении кредитов в 150 млн. долларов США – на приобретение японского оборудования. Это позволит КамАЗу производить моторы, соответствующие мировым требованиям. Тем более что с 1 июля в Европе будут разрешены к использованию только те грузовые автомобили, которые имеют двигатели, сертифицированные по стандарту “Евро-3”.
Пока вопрос о перспективных поставках камазовских движков на МАЗ находится в стадии переговоров, руководители автозаводов на этот раз подписали соглашение о сотрудничестве.
Интерес третий
Рыночные отношения в Беларуси находятся в начальной стадии. В экономике этого региона до сих пор преобладает плановое ведение хозяйства, и большинство предприятий являются государственными. Но акционирование постепенно входит в экономическую жизнь республики. У Татарстана есть интерес поучаствовать в данном процессе, главным образом, в акционировании предприятий нефтехимического комплекса. Опыт в этом деле у нас есть. К примеру, республике принадлежит достаточно большая часть акций Кременчугского нефтеперерабатывающего завода. При растущих ценах на нефть выгодно быть акционером НПЗ, поскольку это повышает рентабельность нефтедобывающих компаний.
Также в качестве претендентов на партнерство с Татарстаном рассматриваются гродненское ПО “Химволокно”, “Белшина” и другие предприятия.
Интерес четвертый
Говорят, продукция “Нижнекамскшины” более конкурентоспособна, чем изделия производства “Белшины”. Поэтому в наших интересах увеличить поставки на белорусский рынок нижнекамских шин, которые планируется использовать для “МАЗов” и колесных тракторов, а в Беларуси для “Нижнекамскшины” закупать в больших (чем сегодня) объемах металлокорды и тканевые корды.
Кроме того, к республике проявляет интерес “Татнефть”, которая намерена поставлять в этот регион свое “черное золото”. Беларусь, не имеющая собственных энергоресурсов, добывает за год всего около одного миллиона тонн нефти. Поэтому вынуждена покупать сырье на стороне, в том числе у малых нефтяных компаний Татарстана. Чтобы обеспечить потребности двух нефтеперерабатывающих заводов Беларуси, необходимо расширить количество поставщиков, в число которых, по обоюдному убеждению татарстанской и белорусской сторон, может войти “Татнефть”…
В итоге Р.Минниханов и В.Дражин подписали протокол договоренностей, достигнутых в ходе визита. В этом документе обозначены конкретные направления сотрудничества между товаропроизводителями двух республик.