Ровно десять лет назад на обоих берегах Камы в районе Сорочьих Гор и по соседству с райцентром Алексеевское высадились первые десанты строителей моста через эту крупную реку. Как говорится, много воды утекло с тех пор, но и мостовики не теряли зря времени. Подняв несущие опоры, надвинув на них пролеты металлоконструкций, они сумели покорить могучую водную артерию, соединив берега единой строчкой мостового перехода.
Настрой только на победу
На правобережье я встретился с главным инженером мостостроительного отряда № 3 ОАО “Волгомост” Н.Голубевым. Опытнейший специалист, участник возведения мостов на БАМе, через многие реки России, почти двадцать лет возглавляющий инженерную службу отряда, он рассказал, чем сейчас занимаются строители.
Между опорами и пролетами они устанавливают устройства, позволяющие регулировать длину сооружения. Дело в том, что при изменении температуры воздуха мост начинает “дышать”. При ее повышении, например, на один градус, длина моста увеличивается на миллиметр. Поэтому на первой, седьмой и четырнадцатой опорах устанавливаются или, по выражению мостовиков, в них ввариваются так называемые деформационные швы, которые, как меха гармони, сдвигаются летом и раздвигаются зимой. Все три “шва” изготовлены германской фирмой “Мауэр”. Два из них подготовлены к монтажу, третий поступит сюда через месяц.
Прибыл первый вагон и со специальным материалом мостопластом, которым методом наплавливания перед асфальтированием будут покрыты все 25 тысяч квадратных метров проезжей части моста.
Большая работа предстоит по установке более шести километров перильных, а также барьерных ограждений итальянской фирмы “Фракасса”, осветительных, сигнализационных устройств. Впереди – завершение строительства береговых сооружений, подпорных стенок, переходных сопряжений моста с берегом и многое другое.
– Все мы настроены сдать объект в эксплуатацию нынешней осенью, в намеченные сроки, – говорит Н.Голубев. – Конечно, если финансирование будет без сбоев. Пока же идем в графике. Решаем и социальные проблемы. Со сдачей жилого дома по казанской улице Фучика многие семьи строителей улучшили жилищные условия. Заложили фундаменты еще двух домов, для специалистов покупаем квартиры в кредит.
Нет сейчас задержек и с выдачей зарплаты. Постоянное внимание и поддержка обеспечены со стороны Правительства республики, главного заказчика – объединения “Главтатдортранс”, руководители которого на еженедельных выездных совещаниях на месте и в комплексе рассматривают все проблемы строительства.
После беседы уже с начальником участка Р.Ясинским, также ветераном мостоотряда, с первых дней участвующим в строительстве моста, по крутой лестнице поднимаемся на его пролетные строения. И с высоты птичьего полета перед глазами открываются бескрайние речные просторы. Здесь воочию ощущаешь величие этого гигантского сооружения.
Кстати, совершенно неожиданно увидел, что на строящемся мосту стоит… грузовик “КамАЗ”.
– Как же он здесь оказался, когда все подступы к мосту отрезаны? – с удивлением спрашиваю Ростислава Францевича.
– Да вот, кран “стотонник” поднял его, другие грузы на мостовой переход, – ответил он. – Скоро перебросим сюда и другую технику.
Здесь же, за покраской металлоконструкций, сборкой и установкой опорных частей, мы застали бригады монтажников молодого мастера А.Фомина.
– Фронт работ для них открыт полностью, – продолжил Р.Ясинский. – Одновременно заливаем опоры второй очереди моста, которые выведены из воды. При таком настрое нужно бы подналечь и полностью завершить его строительство.
Достойная эстафета дорожников
С моста видно: как муравьи, один за другим направляются к котловану, расположенному по соседству, скреперы с грунтом для его засыпки. Это уже механизаторы ОАО “Казаньдорстрой” сооружают переходное сопряжение с мостом: укрепляют его склоны, а чуть дальше завершают укладку асфальта на дорожном полотне, соединяющем мост с трассой Казань-Оренбург.
– Более 50 тысяч кубометров грунта уложим лишь на подходах к мосту, – поясняет при встрече старший мастер ССУ-913 М.Шигапов. – Протянем от него трассу к двум эстакадам, также подлежащим асфальтированию, установим водоводы, дорожные знаки и в июле постараемся сдать дорогу под ключ. Наши коллеги из “Камдорстроя” поднимают ее до Шалей и дальше – к набережночелнинской трассе.
Много делается казанскими дорожниками и на левом берегу. Около Алексеевска они завершают строительство дорожных развязок на Чистополь, Ульяновск, Альметьевск. Здесь также уложен не один десяток тысяч тонн грунта. На всем протяжении восьмикилометровой дамбы дорожники готовят подушку под асфальт из песчано-гравийной смеси с цементом и пропитанного битумом щебня, обеспечивая фронт работ для лучшего в республике Алексеевского дорожного управления. Его механизированное звено мы застали в работе на немецком асфальтоукладчике фирмы “Фогель”.
– Удивительная машина, – рассказывает мастер ДУ С.Богатов. – За двенадцать часов асфальтирует по 400-500 метров дорожного полотна. Все процессы под контролем компьютерной системы. В общей сложности более чем на двух километрах уже уложили нижний слой асфальтобетона.
Как заверил руководитель этого управления И.Валеев, вопросов по асфальтированию трассы и своевременной сдаче ее в эксплуатацию не будет.
Мост и дамба – в одной связке
Решением этой проблемы вот уже десять лет занимается фирма “Таттрансмеханизация”, перебазировав с речного дна в тело дамбы более 20 миллионов кубометров грунта, построив 50 километров трубопроводов. Восемь земснарядов, 16 их бригад, 9 судов технического флота круглосуточно, в любую погоду на широченной водной экватории Куйбышевского водохранилища намывали дамбу, прокладывали к мосту “дорогу жизни”. Сколько за это время пережито! Одни шторма чего стоят! Только накануне нашего посещения у одного из земснарядов в штормовой ветер разорвало пульпопроводы. Их очень оперативно восстановили.
В ближайшие полтора-два месяца предстоит намыть 150 тысяч кубов грунта на последнем участке дамбы, пролегающем между мостами через Каму и Архаровку. Работа будет выполнена в срок. Залог тому – богатый опыт мастеров своего дела А.Зайцева, В.Губочкина, Ю.Булкина, И.Дворникова и многих других.
Увидели мы здесь и строителей из Набережных Челнов. Они засыпали откосы дамбы черноземом, который будет засеян газонной травой, и создавали вдоль дамбы лесозащитные полосы.
Все эти годы рука об руку со строителями дамбы трудятся на левобережье мостовики набережночелнинского мостоотряда № 113. Его прораба П.Леснова застали на верхней части путепровода на развязке дорог. Монтажники намерены сдать объект дорожникам под асфальтирование в конце июля. Они же будут завершать строительство уже второй очереди моста через Курлянку.
Напряженная обстановка на возведении другого, 540-метрового моста через Архаровку. В настоящее время через речку также надвинуты металлические пролеты, на которые предстоит уложить более 200 бетонных плит, большая часть их завезена на мост. Не приступили пока здесь к установке опор, есть проблемы по своевременной выдаче проектно-сметной документации, да и с финансированием все не так просто.
– Конечно, и мы не задержим пуск мостового комплекса, – отмечает начальник участка Н.Терентьев. – Но чтобы не допустить аврала, сейчас до 220 человек увеличиваем количество работающих в две смены. И по тому, как сегодня идет усиление участка техникой, снабжением строительными и другими материалами, можно сказать, что с намеченными задачами справимся.