Вчера в международном аэропорту “Казань” журналисты буквально на лету перехватили генерального директора КамАЗа Сергея Когогина. Он возвращался из Объединенных Арабских Эмиратов, где находился в составе делегации Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству. Журналистов интересовали не только результаты этой поездки, но и программа действий нового генерального директора автозавода (он о ней докладывал на недавнем заседании совета директоров), первые ощущения человека, который сменил вице-премьерское кресло на директорское.
Эмираты – необъятный рынок для Камского автозавода. Сегодня в вооруженных силах ОАЭ находится 200 автомобилей “КамАЗ”, столько же грузовиков эксплуатируется в народном хозяйстве. Военные чины ОАЭ в основном положительно отзываются о челнинских машинах, отмечая простоту их эксплуатации, приемлемый уровень цен и хорошую проходимость. Отрадно и то, что наши автомобили заменили английскую технику, которая выработала свой ресурс в армии ОАЭ. Правда, признался Сергей Когогин, у местных специалистов были пожелания, которые мы постараемся учесть при заключении новых контрактов. КамАЗ намерен и дальше работать в этой стране, поскольку арабский рынок имеет неограниченные потребности в машинах как для вооруженных сил, так и для различных отраслей экономики.
Взгляд из разных кресел. После назначения на должность генерального директора КамАЗа Сергей Когогин не раз повторял, что он не будет делать заявлений о своей программе до заседания совета директоров. Таковое состоялось 15 мая, и новый руководитель компании согласился прокомментировать предстоящие шаги. Эти шаги – результат анализа, который провела группа во главе с Алевтиной Кудрявцевой, первым заместителем министра экономики и промышленности РТ. В состав группы вошли люди, которые три года назад разработали антикризисную стратегию КамАЗа. Ее в свое время предложил для реализации первый вице-премьер Равиль Муратов, он в те годы возглавлял совет директоров предприятия. Часть этой программы (реструктуризация долгов) была выполнена, часть, касавшаяся непосредственно бизнеса, изменена под давлением команды Ивана Костина. Приглашая для консультаций Алевтину Кудрявцеву и Александра Таркаева, Сергей Когогин хотел получить ответ: что высший менеджмент КамАЗа сделал, а что благополучно похоронил под сукном, какие стратегические шаги были верными, а какие не позволили избавиться от серого рынка и убытков (в первом квартале компания имела убытки по текущей деятельности), почему реорганизация (создание многочисленных юридических лиц) не привела к желаемым результатам. И, в конечном счете, что необходимо предпринять для успешного развития бизнеса.
Некоторые ответы лежат на поверхности. Они были очевидны для Сергея Когогина как вице-премьера и члена совета директоров, они очевидны для него и в роли генерального директора. Нужно исправлять финансовое положение компании, добиваться рентабельной работы, в срок выплачивать зарплату и бороться за рынки. Сегодня же ситуация такова, что КамАЗ стоит на грани потери управляемости бизнеса. Не решив этих задач, добавил Сергей Анатольевич, не имеет смысла говорить о других. Правда, при этом генеральный директор пошутил: речь идет не о финансовом оздоровлении компании (сколько можно ее оздоравливать?), а о финансовой стабилизации. При этом никаких революционных шагов предприниматься не будет. Еще одной революции КамАЗ просто не выдержит. Процесс будет эволюционным, поскольку новое руководство не имеет права на ошибки, автозавод уже исчерпал запас прочности для бурных реформ.
До собрания акционеров серьезных кадровых перестановок не ожидается. Как камазовцы восприняли нового генерального директора? – поинтересовались журналисты. Отрицания не было, ответил Сергей Анатольевич. Я с уважением отношусь к коллективу компании. В основной массе там работают люди, отдавшие предприятию 20-30 лет. А такие люди не могут не быть патриотами КамАЗа. С ними мы и будем работать. Я не хочу сказать, что на предприятии нет коррупции, хищений. Наверное, эти негативные явления существуют, мы с ними будем бороться. Но в целом это здоровый коллектив, которому небезразлична судьба предприятия.
Пока в высшем менеджменте КамАЗа серьезных кадровых перестановок не было. Более того, Сергей Когогин сам выступил с инициативой продлить контракты членам правления (они уже истекли) до собрания акционеров. Но, добавил генеральный директор, некоторые перемещения, в том числе и по болевым точкам, придется провести в мае. Жизнь заставляет решать и кадровые вопросы. Что касается своей собственной команды, то Сергей Анатольевич признался, что он пока “не перетянул” из Казани значительных фигур.
“Северсталь”: переговоры продолжатся. Действительно, прежний менеджмент КамАЗа проводил переговоры с компанией “Северсталь” по вопросам совместной деятельности. Проект обещал удвоить загрузку мощностей литейного и кузнечного заводов. По словам Сергея Когогина, переговоры продолжатся. В любом случае, заверил руководитель компании, мы не будем предпринимать шагов во вред предприятию.
Новый преемник – человек достойный. Назначение Алексея Пахомова на должность вице-премьера – министра экономики и промышленности РТ Сергей Когогин воспринял с оптимизмом. Алексей Михайлович хорошо знает болевые точки многих отраслей, поскольку работал не только генеральным директором ОАО “Мелита”, но и возглавлял Ассоциацию промышленных предприятий. “Я надеюсь, у него все получится даже лучше, чем у меня”, – сказал напоследок новый руководитель КамАЗа.