В минувший вторник на пресс-конференции в Кабинете Министров РТ шел разговор о тенденциях, в основном негативных, которые наблюдаются в промышленности республики в течение последних полутора лет. Несмотря на постоянный рост объемов производства, темпы роста снижаются. К примеру, в январе 2001 года индекс физического объема составлял 111,4 процента к соответствующему периоду прошлого года, в марте – уже 105,9, а в декабре – 103,2 процента. И нынешний год мы начали, прямо скажем, не блестяще. В январе 2002 года республика сработала на уровне
2001-го, а в феврале и марте – хуже соответствующих месяцев прошлого года. В апреле положение немного выправилось – на 1,2 процента.
Заместитель министра экономики и промышленности РТ Фарид Туктаров (именно он отвечал на вопросы журналистов) отметил несколько причин наметившегося спада. Тут есть как объективные предпосылки (мировая экономика также далека от бурного роста), так и субъективные. Дело в том, что Татарстан в течение последних пяти-шести лет неуклонно наращивал свое производство. Республика сохранила промышленность в тот период, когда другие регионы смирились с неизбежным кризисом. В прошлом году мы совершили более серьезный рывок, чем наши соседи, и в итоге, когда процесс роста повсеместно приостановился, мы не смогли “выжать” весь оставшийся ресурс – его попросту не было. У других же регионов еще остались неизрасходованные возможности: они-то начинали не так резво, как Татарстан. Но даже и с не очень блестящими цифрами роста производства наша республика по абсолютным показателям заметно обогнала многие регионы Поволжья. Ближайшим республикам и областям придется серьезно попотеть, чтобы настигнуть Татарстан в показателях валового продукта.
Другая причина снижения темпов роста – неблагоприятная ситуация на мировом рынке нефти. Дело тут даже не столько в том, что большие прибыли потеряли сами нефтяные компании и бюджеты разных уровней, сколько в том, что промышленность, прежде всего машиностроение, лишилась своего главного заказчика. Нефтяные компании сократили вложения в технику и технологии и тем самым посадили на голодный паек другие отрасли производства. Печально, что в более благоприятные времена мы не сумели воспользоваться “нефтяными” доходами для создания баланса между отраслями промышленности. Теперь этим заниматься уже поздно: добывающая отрасль сама считает каждую копейку.
Фарид Туктаров отметил и другой момент: менеджмент предприятий, избалованный благоприятным прошлым годом, несколько расслабился, и в итоге маркетинговая политика некоторых производителей не учитывает изменившейся ситуации. Это одна из причин увеличившихся на 20 процентов складских запасов предприятий. По сути, они – омертвевшие оборотные фонды, которые сейчас ох как необходимы.
Анализ причин наметившейся остановки при подъеме в гору еще не завершен. Для разных отраслей промышленности они разные. Естественно, будут предприниматься и разные методы исправления ситуации. Где-то не обойдется без смены менеджмента (в республике уже есть такие факты), где-то потребуется вмешательство Правительства. Но, как было подчеркнуто на недавнем собрании Ассоциации промышленных предприятий, республиканские и федеральные власти все равно будут вынуждены использовать экономические методы для стимуляции производства. Фискальная политика Минфина – тупик. Похоже, в Москве это начинают понимать…