Догоним Запад по расходам на жилье

Самые беспардонные опустошители наших кошельков – производители товаров и услуг, занявших господствующее положение на рынке.

Самые беспардонные опустошители наших кошельков – производители товаров и услуг, занявших господствующее положение на рынке. Монополисты диктуют и уровень цен, и уровень качества. Конкурентов нет, потому и нет необходимости снижать издержки производства, чтоб удержаться на рынке. И незачем повышать качество, потребитель все равно купит, деваться ему некуда, других предложений нет. Эти положения в полной мере распространяются на российское жилищно-коммунальное хозяйство. А раз так, то издержки ЖКХ будут расти непомерно, ибо нет ничего, что бы их ограничивало. А мы вынуждены будем покрывать все их расходы, какими бы они ни были.


Перво-наперво, поднимется зарплата работников ЖКХ, она совершенно спокойно может даже перекрыть заработки добытчиков “черного золота”. Ведь в России отсутствует система контроля и регулирования доходов. К слову, рост тарифов на железнодорожные перевозки вызван не только вложением в основные фонды, но и увеличением зарплаты работников отрасли, как намечалось, на 60 процентов.


Во-вторых, жилкомхозовцы начнут переезжать в фешенебельные особняки, обзаводиться, нужно-ненужно, офисной зарубежной техникой, дорогостоящей мебелью, служебным транспортом. Короче, обустраивать свой производственный быт, который ныне, следует признать, желает быть много лучше.


В-третьих, возрастут расходы, причем резко, на ремонт жилого фонда и коммуникаций. Капитального ремонта ежегодно требуют (по нормативам) 110 миллионов кв. м. В 2000 году было отремонтировано лишь 4 миллиона, сколько в минувшем, еще не известно. Если даже в два раза больше предыдущего показателя, то все равно это “капля в море”, ибо всего срочного капремонта требуют 290 млн. кв. м. и реконструкции – еще 250 млн. кв. м. Специалисты утверждают, что если положение с финансированием не изменится, то более половины жилого фонда России просто придется сносить.


Износ теплотрасс составляет почти 60 процентов, фондов электроэнергетики – без малого 70, водопроводных сетей – более половины, канализации – более чем на четверть. Число аварий в расчете на 100 километров за последние 10 лет утроилось и достигло 70 – на сетях водоснабжения, 300 – на теплопроводах. Потери тепла и воды в сетях составляют от 20 до 40 процентов.


Нам постоянно твердят, что государство доплачивает из госбюджета около 60 процентов на содержание нашего жилья. Это верно. Но вот вопрос: из каких источников государство черпает эти суммы? Да из наших же кошельков! Откуда еще? Через налоги, прямые и косвенные. Вдобавок недодают причитающуюся работнику долю вновь произведенной стоимости, которая поначалу должна бы попасть в руки работнику, а потом перекочевать в бюджет. Хотя бы в том же виде платы за жилье.


Доходы разного рода бюджетов, от государственного до жилищной конторы, – это расходы семейных бюджетов. Конечным потреблением начинается и им же завершается оборот средств в национальном хозяйстве. Еще раз повторим – так устроена экономика. И если госбюджет выделяет средства на содержание жилищно-коммунальной сферы, то это означает, что население уже оплатило эту статью расходов. Иначе откуда взяться средствам в бюджете?


Бедственное положение в ЖКХ сложилось в результате гайдаровских “реформ”, из-за которых вся экономика лишилась амортизационных фондов, копившихся годами специально для капитальных и средних ремонтов, замены изношенных сооружений и оборудования. Их “сожрала” инфляция, разразившаяся в результате тупого перехода на рыночные отношения. Незадолго до вступления на пост и.о. премьера г-н Гайдар в статье “Прыжок в рынок” писал: “Надо лишь крепко зажмуриться и прыгнуть в неизвестность…” И махнули…


И ЖКХ изготовилось удовлетворять свои нужды, копившиеся годами, за счет текущих поступлений от населения. Это чисто российское решение проблем.


А там, на Западе, с которого, якобы, мы берем пример, чтоб не подрывать покупательную способность домашних хозяйств, т.е. не рубить сук, на котором они сами сидят, власти в подобных ситуациях обращаются к заемным средствам. Берут в кредит, хотя бы у того же населения, выпускают облигации, продают акции, выдают векселя, действуют через фондовый рынок, а не запускают руку в кошелек граждан. Да те и не позволят этого сделать. Оппозиция тут же сбросит правительство, которое покусится на бюджеты домашних хозяйств. А главное, не может быть подъема экономики в стране, у населения которой не хватает средств на покупку промышленных товаров, поскольку основную часть своих доходов оно проедает и расходует на разного рода услуги.


Сдается, что прежде чем реформировать ЖКХ и массированно “вести атаку” на семейные бюджеты, иначе не назовешь директивное повышение цен и тарифов по 12 статьям, следует провести преобразования в сфере распределения. И если Правительство намеревается освободить госбюджет от каких-либо расходов, переложив их на семейные бюджеты, то необходимо на эту же сумму уменьшить отчуждения вновь произведенной стоимости или сократить прямые ли, косвенные ли налоги, что означало бы пополнение доходной части семейных бюджетов. И тогда домашние хозяйства будут способны сами ответственно принимать решения, кому, сколько и за что платить. И кому не платить. Но не потому, что не хочется, а потому, что не за что. Именно так обстоит дело на Западе, который непрерывно и по всякому поводу нам приводят в пример разного рода реформаторы, забывая при этом указать на уровень тамошних доходов населения.


Владлен КРИВОШЕЕВ.
Кандидат  экономических наук.


ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще