Школьный бюджет, которого нет

Обещанное повышение зарплаты для большинства российских учителей пока так и не состоялось, и даже регионы, которые смогли отыскать средства, признают, что хватит их ненадолго.

Обещанное повышение зарплаты для большинства российских учителей пока так и не состоялось, и даже регионы, которые смогли отыскать средства, признают, что хватит их ненадолго. Вновь стали расти долги, достигнув кое-где трех-четырех месяцев. Причем не только в традиционно неблагополучных Алтайском крае, Хакасии, Приморье, но и в индустриальных Самаре и Самарской области, Красноярском крае, Курской, Нижегородской, Свердловской областях. В Кировской, Псковской и других вчера еще благополучных областях возобновились учительские забастовки. Как заявил недавно на правительственном заседании министр финансов Алексей Кудрин, в общей сложности 42 региона России испытывают сложности с выплатой повышенной зарплаты бюджетникам.


При сохранении этих тенденций зарплатный кризис к лету может достичь масштабов, сравнимых с ситуацией 1996-1997 годов. К апрелю более половины российских регионов не смогут выплачивать повышенную зарплату бюджетникам. Такие выводы были сделаны на заседании бюджетного комитета Совета Федерации. Ссылаясь на расчеты Министерства финансов, сенаторы заявили, что сумма задолженностей бюджетов всех уровней по этой статье к концу года может достигнуть


47 млрд. рублей, если не будут перераспределены средства в рамках федерального бюджета.


Президент РФ Владимир Путин потребовал от Правительства обеспечить в полном объеме выплату повышенных зарплат работникам бюджетной сферы. Президент напомнил, что, прежде чем было принято решение повысить зарплату, были просчитаны все возможные сложности.


А региональные власти в ответ напоминают о хронической кредиторской задолженности – за уголь, за энергию, за воду… Получая деньги по бюджету 2002 года, приходится платить из него долги 2001 года.


Правительство грозится навести порядок на местах и потихоньку выделяет дополнительные трансферты. Кому сколько достанется, как говорится, цена – договорная.


Но уж дальше-то, казалось бы, деньги должны прямиком попадать в школы. Ведь еще 29 декабря Президент подписал указ, согласно которому органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случае недостаточности средств в бюджетах муниципальных школ предписано выделять муниципальным образованиям субвенции, в первую очередь на выплату зарплаты учителям. А полномочным представителям Президента России в федеральных округах – обеспечить контроль за исполнением этого указа и целевым расходованием выделяемых по нему бюджетных средств.


Целевая субвенция из федерального центра напрямую муниципальным учебным заведениям по закону невозможна, поэтому и пришлось придумать такой обходной маневр.


Проблема только в одном: такого понятия, как упомянутый в указе “бюджет муниципальной школы”, ни в реальной жизни, ни даже в законодательстве пока не существует. Губернаторы жалуются на нехватку средств, а положение школьного директора хуже губернаторского: он даже не представляет себе, какую же именно сумму он вправе затребовать на нужды школы.


Очевидно, что узаконить школьный бюджет можно будет только после того, как будут законодательно определены некие нормативы для его расчета. По Закону “Об образовании”, принятому еще в 1992 году, на каждого школьника в нашей стране должны быть гарантированы средства, необходимые для реализации государственного стандарта общего образования. Это и есть норматив бюджетного финансирования, который должен пересчитываться ежегодно и утверждаться Госдумой вместе с федеральным бюджетом (просьба не путать с нормативным планированием расходов на образование, которое сегодня применяется в большинстве регионов, но только как метод расчета).


Ага, значит, нужно взять государственный образовательный стандарт… Да его тоже нет. Он также был декларирован в 1992 году Законом “Об образовании”, но до сих пор не принят.


Весной 2001 года под эгидой Министерства образования была создана рабочая группа, руководил ею тогдашний первый заместитель министра Александр Киселев, которая подготовила наконец согласованный со всеми – Министерством образования, Российской академией образования, депутатами всех фракций Госдумы и главами регионов – вариант закона о школьном стандарте для рассмотрения на пленарном заседании в Госдуме. После чего федеральное Правительство… не дало положительного заключения на законопроект, подготовленный под руководством первых лиц собственного министерства. При нынешнем раскладе сил в Госдуме ставить его на голосование стало бессмысленно.


Начальник отдела образования Департамента культуры, науки и образования Правительства Геннадий Васин даже предложил, наоборот, изменить статью 7 Закона “Об образовании”: “Пусть министерство самостоятельно формирует стандарты, а Правительство утверждает их, добиваясь увеличения финансирования”.


Понятно, что регионы крайне заинтересованы в утверждении школьных стандартов именно федеральным законом – в этом случае закрепленные в законе средства попадают в разряд так называемых “федеральных мандатов”, ответственность за безоговорочное обеспечение которых в конечном счете ложится на федеральный центр. Понятно также, что российскому Правительству намного комфортнее было бы финансировать образование в тех объемах, которые оно само себе и установило.


Буквально на днях этот конфликт интересов был все же с грехом пополам разрешен: разработчики законопроекта о стандартах были вынуждены пойти навстречу пожеланиям правительственного Департамента науки, культуры и образования и вычеркнули абзац о согласовании базисного учебного плана с Федеральным Собранием. Исчез также “школьный компонент” – то есть гарантии финансирования каких бы то ни было спецкурсов, проводимых по инициативе конкретной школы. Все такие занятия будут только платными. Сам порядок выработки основных требований к стандарту, его разработки, утверждения и исполнения также пришлось вычеркнуть из законопроекта. В общем, законопроект о стандарте принял предельно, а может быть, и запредельно “рамочный” вид.


После этого Правительство проект закона одобрило.


Конечно, и такой закон даст возможность разработать хотя бы какие-то законодательные нормативы финансирования школ, а школам – даст основания спланировать наконец хотя бы как-то свой бюджет. Только тогда заработает указ Президента и учителя смогут регулярно получать зарплату. А родители смогут поточнее прикинуть, сколько денег им придется доплатить из собственного кармана, чтобы дать детям хотя бы минимально необходимое образование.


Нина ШИРОКОВА.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще