К вступлению в ВТО нужно было готовиться еще вчера

Современная российская экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг.

Современная российская экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются странами коллективно, но при решающей роли Всемирной торговой организации, которая объединяет 150 государств и покрывает свыше 95 процентов оборота мировой торговли.


ВТО – ЭТО впечатляющий переговорный механизм, в котором участвуют сотни экспертов в различных областях экономики и права и который находится в постоянном движении и развитии. Отличие ВТО от других международных организаций заключается в том, что переговоры затрагивают миллиардные суммы, ведь речь идет об установлении правил международной торговли, экспорта и импорта товаров и услуг, непосредственно касающихся интересов конкретных компаний, потребителей и производителей. ВТО является единственной международной организацией, которая вырабатывает эти правила, чтобы обеспечить максимально возможную предсказуемость и свободу в международной торговле, справедливое разрешение споров по любым вопросам торговли.


События последних дней (введение США дополнительных пошлин на поставку стали) очень “доходчиво” разъяснили преимущества членства в ВТО и подтвердили жизненность этой организации: европейские страны в связи с возможными убытками от решения Соединенных Штатов подали жалобу в ВТО для получения соответствующих компенсаций. Россия в ее теперешнем правовом статусе может защищаться только собственными силами.


По большому счету, расчет экономических последствий вступления России в ВТО объективно невозможен. Ни одна развитая страна не имеет точного и полного анализа выгод своего участия в этой организации, но в то же время ни одна страна и не вышла из нее!


Экономическая ситуация в России и мире такова, что имеются все объективные и субъективные предпосылки нашего членства во Всемирной торговой организации. В ближайшее время должен определиться окончательный срок вступления, что потребует системной многоступенчатой подготовки к этому событию как всей страны в целом, так и ее отдельных регионов. В своем послании Государственному Совету Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев четко расставил акценты и определил приоритетные задачи, стоящие перед республикой в связи со вступлением России в ВТО.


УСЛОВИЯ доступа российских, а значит, и татарстанских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. Против России применяются более 90 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. долларов в год. Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы здесь не учитываются. Законодательство России находится “вне ВТО”, особенно в экономической его части. Оно противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это в свою очередь препятствует привлечению инвестиций. К тому же и таможенная политика России запутана и требует подчинения строгим правилам ВТО.


Сегодня в Торгово-промышленной палате РТ имеется ряд материалов (мы познакомили с ними руководство республики, руководителей предприятий-товаропроизводителей, финансовых и страховых учреждений), содержащих анализ проблем и потенциальных выгод от вступления России в ВТО по отраслям. В соответствии с ними большие проблемы в России и Татарстане могут возникнуть в автомобилестроении, авиастроении, химической промышленности, сельском хозяйстве, сфере финансовых услуг, легкой промышленности.


Хочу отметить, что пока есть только первичное понимание возможных экономических последствий вступления России в ВТО. Уровень знаний об этой организации, ее целях и задачах в российских регионах (в том числе и в Татарстане) очень низок. Следовательно, важная роль при подготовке к вступлению в ВТО должна отводиться образовательному аспекту в работе центра с регионами. Министерство экономического развития РФ разработало план мероприятий, включающих проведение в регионах семинаров, конференций, тематических встреч, цель которых – повысить уровень знаний о Всемирной торговой организации, потенциальных проблемах региона в связи с членством в ней России. Так, заместитель министра экономического развития России Максим Медведков выступил с докладом на семинаре “Россия, Всемирная торговая организация и интересы бизнеса”, который прошел 18 февраля в Казани. В его работе приняли участие руководители ведущих промышленных предприятий республики, представители министерств и ведомств. В рамках обсуждаемых проблем прошла и встреча Максима Медведкова с Премьер-министром РТ Рустамом Миннихановым.


УЖЕ СЕГОДНЯ, на этапе переговоров о вступлении России в ВТО, можно было бы поставить перед Правительством РФ принципиальные вопросы, связанные с избыточными мобилизационными мощностями, отсутствием стимулов к освоению новых изделий, со снижением размеров НДС и определением механизма его возврата при экспорте. Глава 25 Налогового кодекса “Налог на прибыль предприятий и организаций” коренным образом изменила порядок налогообложения прибыли предприятий, отменив льготы, которые предоставлял действовавший до 1 февраля 2002 года Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. Налоговым кодексом не предусмотрена так называемая инвестиционная льгота, а реальная ставка по налогу на прибыль увеличена для предприятий сферы материального производства, занятых развитием собственной производственной базы и обновлением основных фондов, с 17,5 процента до 24.


В соответствии со статьей 271 Налогового кодекса большинство предприятий вынуждено будет определять прибыль и исчислять налог с нее по мере отгрузки продукции покупателям, не дожидаясь оплаты за нее. Это серьезно осложнит деятельность оборонных предприятий, поставляющих свою продукцию на экспорт через “Рособоронэкспорт” на основе межправительственных соглашений. Они неизбежно столкнутся с проблемой нехватки денежных средств для уплаты налога.


Торгово-промышленная палата и Ассоциация промышленных предприятий республики подготовили предложения о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, касающихся налога на прибыль и возврата НДС. Предложения через президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Евгения Примакова переданы в Правительство РФ. Кроме того, нами готовятся предложения по налогу на добавленную стоимость в целом и конкретно для предприятий медицинской промышленности (совместно с ОАО “КМИЗ” и десятком других подобных предприятий по России), а на днях в Казани свои проблемы в этой области обсуждали российские компрессоростроители.


Особое внимание хочу уделить научно-техническим проблемам. В настоящее время место различных стран в мировом процессе интеллектуализации производства определяется их удельным весом на мировом рынке наукоемкой продукции. Доля США составляет 39 процентов, Японии – 30, Германии – 16, России – 0,3 процента. Основная причина такого положения – утечка молодых ученых и отсутствие системы поддержки перспективных научных исследований. Для решения этой проблемы мы предлагаем в рамках бюджета развития РТ или Фонда поддержки предпринимательства предусмотреть средства для грантов в тех научных направлениях, где уже достигнут мировой уровень или есть потенциальная возможность такого выхода. Это – 5-7 направлений, в каждом из которых предусматривается основной грант, два поддерживающих и три развивающих. Естественно, наши предложения в корне проблему не решат, однако уже разработан проект указа Президента РТ “О дополнительных мерах по поддержке молодых ученых и молодежных научно-исследовательских коллективов в Республике Татарстан” (подготовленный с участием Академии наук РТ и правления ТПП РТ и получивший поддержку ученых).


Вступление России в ВТО подразумевает четкую юридическую подготовку и исполнение экспортных контрактов. Нам не хватает соответствующей мировой юридической практики, у нас отсутствует система составления контрактов и получения исчерпывающей информации о партнере. Формулировки в них, как правило, расплывчатые, условия для сторон – неравнозначные, обстоятельства форс-мажора порой не соответствуют юридическим нормам. В последние годы у татарстанских деловых кругов были серьезные проблемы по контрактам с американской фирмой “Пионер”, французской “Томсон”, финскими, турецкими, итальянскими, кипрскими партнерами. Для ликвидации этих пробелов предлагаю создать консультационные центры (например, при ТПП, Министерстве торговли и внешнеэкономического сотрудничества, Министерстве экономики), куда бы входили квалифицированные юристы-международники и экономисты.


Сегодня нам нужно подготовить глубоко продуманную систему мер, которые могли бы смягчить наше вхождение в ВТО. Для этого уже сейчас необходимо задействовать потенциал Академии наук РТ, Министерства экономики, Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ, представительств РТ за рубежом для сбора и анализа информации по проблематике ВТО, конкурентоспособности наших товаров и услуг. На каждом предприятии нужно иметь свою собственную программу, разработанную на основе анализа его деятельности, перспектив развития, проблем, которые будут иметь место при вступлении России в ВТО. Возможно, потребуется создание республиканской комиссии, которая бы занималась реальной целевой программой подготовки экономики Татарстана к требованиям ВТО с учетом мнений и интересов представителей татарстанского бизнеса.


Шамиль АГЕЕВ.
Председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще