И старый трактор помолодеет…

Если кто-то по старинке считает, что зимой земледельцу делать нечего, кроме как лежать на печи и лузгать семечки, то, уверяю вас, это представление о зимних буднях современного крестьянина более чем ошибочное.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Если кто-то по старинке считает, что зимой земледельцу делать нечего, кроме как лежать на печи и лузгать семечки, то, уверяю вас, это представление о зимних буднях современного крестьянина более чем ошибочное. Не успел он снять выращенный урожай и распорядиться им, как должен думать о том, как будет растить новый. А коли в хозяйстве гектаров, как минимум, за сто, то думать надо о том, какой техникой будешь сеять семена, бороновать всходы, культивировать почву. И если на небольших пашнях можно обойтись маленьким юрким трактором, то на площадях за несколько сотен гектаров нужна и техника соответствующая.


Многие годы наших колхозников выручали огромные тракторы марки “К-700” и другие той же серии. Примечательна судьба этих машин. Созданные машиностроителями ленинградского Кировского завода, “семисотые” стали неоценимыми помощниками тех, кто работает на земле. Этому мощному трактору под силу работа трех, а то и четырех собратьев классом пониже.


Потом наступила пора своеобразного забвения “К-700”, когда в голос заговорили о том, что эта машина наносит ущерб почве, затаптывая своей массой гумус и утрамбовывая его. Затем все-таки пришли к выводу, что, несмотря на все недостатки, тяжелому энергоемкому трактору замены пока нет и не предвидится. По всей России “семисотых” скопилось огромное количество. Только в Татарстане на февраль нынешнего года, по данным Минсельхозпрода РТ, числились 1484 единицы “К-700” (заметим: это меньше, чем в прошлом году). Именно числились, так как девятьсот двадцать три из них требуют ремонта. И это по официальным источникам. По тем цифрам, которые подают райсельхозуправления в министерство. Реально картина куда как серьезнее. И самое печальное то, что, по всей видимости, подавляющее большинство мощных, незаменимых в хозяйстве машин, позволяющих значительно ускорить ход полевых работ, останутся на приколе. К примеру, в Новошешминском районе числятся сорок три трактора “К-700” и “К-701”. Из них нужно отремонтировать сорок! В Менделеевском районе сегодня всего пятнадцать таких тракторов, но из них тринадцати необходим ремонт. А вот в Агрызском, Апастовском, Арском, Атнинском, Балтасинском районах все имеющиеся в наличии тракторы “К-700” и “К-701” требуют ремонта. Не радует состояние “большегрузов” и в других районах республики.


Возникает вопрос: быть может, татарстанским сельхозпроизводителям просто негде чинить столь необходимую на селе технику? Ведь посевная не за горами. И судя по прогнозам синоптиков, земледельцам вновь предстоит вести посевную в напряженном темпе. И тут роль и значимость мощной техники вырастают многократно.


Ремонтировать “К-700” и “К-701” есть где. На окраине Набережных Челнов в районе базы стройиндустрии находится ремонтно-механический завод “К-700”, широко известный далеко за пределами республики. Сюда гонят огромные тракторы нефтяники Тюмени, частые гости здесь – сибирские машины, множество “семисотых” пригоняют из Удмуртии, Чувашии, Самары, Нижнего Новгорода и многих других регионов России. Настоящее заводское качество здешнего ремонта, после которого трактор буквально заново рождается, сделало ОАО “РМЗ “К-700” одним из лидеров в отрасли. Но если под боком такое серьезное предприятие, почему же так плачевна ситуация с большими тракторами в нашей республике? Ответ мы получили на самом заводе.


– Не секрет, что хозяйства республики несут значительные потери из-за несвоевременной и некачественной обработки почвы, нарушения сроков посева, уборки сельхозкультур. И одна из причин – в нехватке энергонасыщенных тракторов типа “К-700”,- говорит генеральный директор ОАО “РМЗ “К-700” Альберт Айзатуллов.- Один такой трактор заменяет при вспашке зяби четыре трактора “ДТ-75”, три трактора “Т-4”. Высокий технический уровень и надежность этой машины, ее удобное агрегатирование значительно повышают производительность работы, уменьшают затраты труда и топлива. Наш завод, построенный более двадцати лет назад, оказывает комплекс услуг по техническому обслуживанию и капитальному ремонту машинно-тракторного парка. Сейчас это современное специализированное предприятие, предназначенное для полноценного капитального ремонта поточно-узловым методом тракторов “К-700” и “К-701”, комплектов их агрегатов и узлов. Уникальная производственная база, передовое ремонтно-технологическое оборудование и высококвалифицированный персонал позволяют быстро и качественно произвести все работы. Мы освоили и восстановление изношенных деталей, изготавливаем новые.


Заводу под силу осуществить до трехсот капитальных ремонтов тракторов в год, но вот в минувшем году отремонтировали для республики только десять, а ведь ремонта требуют несколько сотен машин! В восьмидесятые годы готовность тракторного парка составляла до 95 процентов за счет действовавшей системы планового технического обслуживания энергонасыщенных тракторов на станциях техобслуживания, которые были созданы при каждой райсельхозтехнике. Предусматривалось даже передать эти станции под эгиду завода с полной комплектацией СТО обменным фондом узлов и агрегатов. С началом перестройки все эти планы были забыты.


К огромному сожалению, пустили на самотек и ежегодный техосмотр на профессиональном уровне, все ниже становилась квалификация механизаторов, которым была доверена эта техника. Приведу пример: на тракторах “К-700” стоят мощные двигатели “ЯМЗ-240”, которые требуют грамотного к себе отношения. Этот двигатель комплектуется предпусковым маслозакачивающим насосом, но трактористы пренебрегают им, и в результате двигатели быстро выходят из строя. А Ярославский моторный завод выпускает их в ограниченном количестве. Вот вам и простой техники, и потеря драгоценного времени в период полевых работ!


Между прочим, только в прошлом году и только на территории Тукаевского района остались невспаханными шесть тысяч гектаров пашни! А сколько таких земель по республике! Год от года из-за недальновидной политики в отношении больших тракторов мы теряем энергетическую мощь техники, такой нужной на полях. Ведь народу на селе не становится больше, и значение такой техники будет только расти. Неужели нужно будет свести на нет все “К-700” и


“К-701”, чтобы потом идти к западным фирмам с протянутой рукой, покупая на валюту аналоги тех машин, которые пока еще есть в наших хозяйствах?


Мы готовы к любым объемам работ. За последние годы, когда завод фактически выживал в одиночку, нам удалось не только сохранить коллектив, опыт, но и качественно обновить предприятие. Неритмичность работы Кировского тракторного завода некоторым образом сыграла для нас положительную роль. Завод освоил выпуск многих запасных частей, расширил номенклатуру восстанавливаемых деталей. Со всей ответственностью можем заявить, что на нашем заводе дадут вторую жизнь любому старому трактору. А это, согласитесь, куда экономнее, чем покупать новый…


Понятно, что во многих кооперативах, владеющих “семисотыми” тракторами, зачастую просто нет денег на их ремонт. Но и из этой ситуации есть выход, подсказанный самими сельчанами. Судя по всему, назрела необходимость разработки кредитной линии специально под ремонт тракторов “К-700” и “К-701” , когда эти заемные деньги перечислялись бы прямиком на завод, где и ремонтируется техника. А уж неоценимые помощники земледельцев эти затраты окупили бы многократно. Правда, времени до начала полевых работ остается мало…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще