Алексей СЕМИН: <BR>”Бояться нужно не нас, а бестолкового менеджмента”

Как уже сообщалось, в конце февраля главным действующим лицом “Прямой связи”, которую проводила редакция газеты “Республика Татарстан”, стал председатель Комитета РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению Алексей СЕМИН.

Как уже сообщалось, в конце февраля главным действующим лицом “Прямой связи”, которую проводила редакция газеты “Республика Татарстан”, стал председатель Комитета РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению Алексей СЕМИН. Вопросов ему было задано немало. Жители республики звонили в редакцию и накануне “Прямой связи”, и в отведенные для нее часы. Наиболее интересные фрагменты телефонных бесед мы предлагаем нашим читателям.


Управляющий должен быть богатым и квалифицированным

– Это арбитражный управляющий Денис Соколов. В одной из республиканских газет был опубликован рейтинг арбитражных управляющих. Зачем он нужен и как определяется?


– Действительно, с нынешнего года Гильдия арбитражных управляющих республики определяет рейтинг своих членов исходя из методики, разработанной специалистами самой гильдии и Поволжского антикризисного института. Этот рейтинг будет публиковаться ежеквартально. Он важен прежде всего кредиторам, которые должны определить, кто же будет управлять принадлежащим им имуществом. Рейтинг поможет сделать правильный выбор в пользу того или иного арбитражного управляющего. Эти данные необходимы и для того, чтобы объективно определять вознаграждение арбитражного управляющего. Оно поставлено в зависимость от его квалификации.


– Сотрудник мэрии Казани Сайфутдинов. Не получится ли так, что на арбитражных управляющих с высоким рейтингом будет постоянный спрос, а остальные останутся без работы?


– Давайте разбираться. Высокий рейтинг арбитражного управляющего предполагает высокую оплату его труда. Но не на всяком предприятии целесообразно затрачивать такие средства на управляющего. Если же у предприятия большие активы, предстоит большая работа по их реализации, по финансовому оздоровлению, то тогда имеет смысл приглашать высококвалифицированного специалиста. Он нужен и в том случае, если кредиторам предстоит вести судебные процедуры по признакам преднамеренного банкротства. Ну а если предприятие небольшое, все там ясно и понятно, то, может быть, имеет смысл взять менее опытного управляющего. В любом случае это будут определять кредиторы.


Кроме того, молодые управляющие могут не беспокоиться: работы хватит всем. Ведь нагрузка опытных арбитражных управляющих определяется физическими возможностями. А это 160-200 рабочих часов в месяц. Арбитражные управляющие могут вести несколько предприятий, но при этом основную работу будут выполнять их команды. По аналогии с адвокатскими конторами.


– Это звонит студент пятого курса Казанского финансово-экономического университета Еникеев. Я недавно прочитал несколько статей, посвященных работе арбитражного управляющего. У меня возникло желание попробовать свои силы на этой работе. Как можно стать арбитражным управляющим? Как попасть в публикуемые рейтинги?


– Чтобы стать арбитражным управляющим, необходимо пройти специальный курс обучения. Обязательное условие – наличие высшего образования. После этого курса вы можете работать управляющим. Но естественно, что начинающему арбитражному управляющему нужно набираться опыта. Посоветую начать работу с ликвидации отсутствующих должников, то есть с предприятий, у которых нет имущества. Приобретя опыт, вы можете претендовать на работу на крупном кризисном предприятии.


Чтобы попасть в рейтинг, нужно серьезно проявить себя. Как это сделать? Мой вам совет: обратитесь в одну из управляющих компаний (статус студента вам тут не помешает), поработайте в команде квалифицированных арбитражных управляющих. После этого можете работать самостоятельно. В республике шесть профессиональных антикризисных управляющих компаний. Они расположены на улице Сибирский тракт, дом 34, в Казани. Там же вы можете более пристально приглядеться к деятельности арбитражных управляющих. Надеюсь вас увидеть в их рядах.


– Леонов Виктор Александрович, арбитражный управляющий. Разработан новый проект закона о банкротстве. Скажите, пожалуйста, какие в нем принципиальные нововведения?


– Действительно Правительство России внесло на рассмотрение в Госдуму изменения в закон о несостоятельности и банкротстве, которые настолько серьезны, что, по сути, можно говорить о новом законе. Этот законопроект серьезно повышает ответственность арбитражного управляющего за вверенное ему предприятие. Ныне действующий закон (мы не берем во внимание те нововведения, которые действуют в Татарстане) дает неограниченные права арбитражным управляющим, при этом отсутствуют какие-либо права у кредиторов, в том числе и у государства. Как только арбитражный управляющий назначен на предприятие, он может делать все, что посчитает нужным. В том числе – осуществлять прямую продажу имущества. В Татарстане, вы знаете, принят целый ряд постановлений, ставящих деятельность арбитражных управляющих под жесткий контроль кредиторов и, прежде всего, государства, которое чаще всего является основным кредитором.


В новой редакции арбитражный управляющий будет отвечать за предприятие всем своим имуществом. Пока управляющий не докажет, что у него есть определенное имущество, его просто не назначат на эту должность. Другими словами, арбитражный управляющий должен быть богатым и квалифицированным специалистом. Бедные и неквалифицированные могут не беспокоиться. Эта норма будет действовать приблизительно с середины нынешнего года по всей России.


Что касается арбитражных управляющих в нашей республике, то они особенно не почувствуют нововведений, поскольку жесткие правила игры действуют у нас уже три года. В Татарстане арбитражные управляющие работают по плану финансового оздоровления предприятия. У нас не реализуется имущество без оценки, уже давно нет прямых продаж имущества, оно реализуется исключительно через торги, его цена определяется рынком. В этой ситуации управляющий не будет беспокоиться, что с него потом взыщут недостающие средства за то, что якобы он продал оборудование или помещение дешевле, чем мог бы.


– А когда управляющий будет отвечать своим имуществом?


– Когда он нарушит закон. Но если при продаже имущества предприятия управляющий не наберет нужную сумму денег, чтобы расплатиться с кредиторами, что ж – такова жизнь. Я должен сказать, что арбитражные управляющие в нашей республике быстрее адаптируются к новым требованиям закона, чем их коллеги в других регионах России.


Преднамеренное банкротство очень трудно доказать

– Вас беспокоит Бугульма, сотрудник ОАО “Востокнефтегазсантехмонтаж” Трояновский. Наше предприятие, по сути, осталось без имущества. На базе акционерного общества были созданы дочерние структуры, которые не отвечают за финансовую деятельность головного предприятия. Такое решение было принято советом директоров, а не собранием акционеров. Это законные действия руководителей?


– Насколько я понял ситуацию, руководители “Востокнефтегазсантехмонтажа” создали дочернее предприятие, куда перевели действующие активы. Это было сделано при наличии кредиторской задолженности. Если руководствоваться вашим видением ситуации, то совет директоров принял неверное решение. Но чтобы сделать окончательный вывод, мы должны внимательно изучить документы. Первоначальный взгляд на проблему говорит о том, что тут есть признаки преднамеренного банкротства. Сегодня в Татарстане действует указ Президента РТ, направленный на предотвращение преднамеренного банкротства, создан специальный координационный совет. К его очередному заседанию мы обязательно запросим все материалы по вашему предприятию. Проверим их. И если все факты подтвердятся, то мы примем меры.


– Какие?


– Существует статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за преднамеренное банкротство. До недавнего времени эта статья была нерабочей. Но в нашей республике создан прецедент, когда было возбуждено уголовное дело по этой статье в отношении компании “Галактика”. Случаев с признаками преднамеренного банкротства у нас в Татарстане – десятки. Иногда решения принимаются главами администраций, иногда – руководителями предприятий. Яркий пример тому – создание ДЕЗов на базе ПТЖХ в Казани. Но после того, как координационно-экспертный совет вынес свое решение, вывод активов был приостановлен, а этот процесс возвращается в законное русло. Более того, районные администрации больше не предпринимают подобных шагов.


– Вас беспокоит Кафиатулова Галина Павловна из ОАО “Диона”. При акционировании государство получило контрольный пакет акций нашего предприятия. Затем этот пакет был распределен между чековыми фондами, часть акций продана с аукциона. Трудовой коллектив не получил возможности стать собственником. Почему так случилось?


– Проблема вашего предприятия не в том, что трудовой коллектив не получил возможности стать собственником. Дело в том, что те акции, которые имели некоторые работники ОАО, превратились в мыльный пузырь, так как “Диона” стала банкротом, а основные активы были выведены. Сейчас Комитет по финансовому оздоровлению занимается этой проблемой. Координационный экспертный совет изучает возможности для возбуждения уголовного дела по факту преднамеренного банкротства. Но окончательное решение может принять только суд.


– Могу я высказать пожелание? При приватизации нужно обязательно учитывать интересы трудового коллектива. Чтобы те, кто там работает, тоже имели возможность купить акции.


– Я не уверен, что в случае с “Дионой” это будет самым разумным решением. Именно потому, что акции были у трудового коллектива, и произошло то, что произошло. Люди, не разобравшись, проголосовали за создание нового ОАО “Альтон”, туда ушли все активы с “Дионы”, а теперь они засыпают нас письмами: спасите предприятие. Но тут нужно честно сказать, что трудовой коллектив вряд ли что-то получит, поскольку кредиторская задолженность “Дионы” составляет десятки миллионов рублей. У нас теперь главная задача – вернуть активы, главное здание, выставить их на торги, рассчитаться с кредиторами…


– Алексей Владимирович, это Иксанова Алина Валеевна. У меня к вам такой вопрос: правомерна ли регистрация нового акционерного общества, если его учредитель несостоятелен? Мой вопрос связан в первую очередь с ОАО “Диона”. Я на этом предприятии проработала много лет, поэтому меня волнует его судьба.


– Алина Валеевна, решение о создании нового предприятия, куда были переданы активы “Дионы”, было рассмотрено на координационно-экспертном совете по предотвращению банкротства. Нам понятна ваша обеспокоенность, поскольку подходы были неверные. Но резких шагов мы предпринять не можем, это в компетенции суда. Дело это очень непростое.


– Вас беспокоят пенсионеры и работники ОАО “Диона”. Нас тут много. Это Сахип Людмила Алексеевна, Дрябина Тамара Михайловна, Анна Ивановна Кормакова, Корнилова, Евсеева и другие. Когда на собрании акционеров принималось решение о создании нового предприятия, нас туда никто не пригласил, никакие протоколы мы не подписывали, хотя все мы акционеры. Что же теперь будет с нашими акциями? Кто защитит наши интересы? Разбирательства идут уже два года, а сдвигов никаких.


– Знаете, интересная ситуация. Из всех звонков, которые раздавались в редакции, половина – по ситуации вокруг “Дионы”. Понятно, что для вас это больной вопрос. Больной он и для нас. Вы правильно заметили, что мы в течение двух лет ведем процесс по возврату имущества, которое было передано новому предприятию. Сдвиг в этой ситуации произошел, поскольку проблема преднамеренного банкротства взята на особый контроль Президента. Но вот какой будет результат, мы не знаем. Давайте дождемся решения суда. Гарантий мы вам дать не можем, поскольку статья Уголовного кодекса по преднамеренному банкротству только-только начинает действовать и нам будет очень непросто доказать злой умысел руководителей предприятия.


– Я там работала во втором цехе. У нас было хорошее оборудование. Мы выпускали изделия, которые пользовались спросом. Одна вышивальная машина чего стоила. Она одновременно обслуживала восемь изделий. А теперь вот такая ситуация…


– Не отчаивайтесь, еще не все потеряно.


– От казанца Кафиатуллина поступил вопрос, связанный с преднамеренным банкротством. Часто ли сотрудники комитета сталкиваются с подобными действиями руководителей, глав администраций?


– Арбитражным управляющим достаточно часто приходится сталкиваться с фактами преднамеренного банкротства. Они изучают финансовое состояние предприятия и как бы чувствуют, где просто ошибка руководителя, а где – злой умысел. Знакомясь с данными, которые нам представляют управляющие, я могу сказать, что явные признаки преднамеренного банкротства (окончательное решение может принять только суд) прослеживаются в Альметьевском ОАО “Жилстрой”, “Диона”, в Ново-Савиновском ПТЖХ Казани (хотя работа там еще не завершена). Таких предприятий десятки. Только координационно-экспертный совет по преднамеренному банкротству на своем первом заседании рассмотрел ситуацию на тридцати предприятиях.


Финансовое оздоровление – это еще не крах…

– Накануне “Прямой связи” к нам в редакцию был звонок из Арска. Генеральный директор ОАО “Национальная обувь” Роберт Кадыров задает такой вопрос. В Арске располагалось известное объединение по пошиву национальной обуви. Оно обанкротилось, на его базе создано предприятие “Национальная обувь”. Оно хорошо работает, но не хватает оборотных средств. Подразумевает ли программа финансового оздоровления выделение средств на развитие производств, созданных в ходе процедур банкротства? И если да, то как можно получить подобные кредиты?


– Мы уже начали смотреть документы этого предприятия на предмет того, чтобы помочь ему с кредитом. Я уверен, что это предприятие может получить финансовую поддержку, поскольку есть все необходимые предпосылки. Кредиты будут предоставляться за счет средств коммерческих банков, при этом две трети учетной ставки планируется погасить за счет бюджета республики. Такое постановление в отношении предприятий, прошедших финансовое оздоровление и созданных в результате процедур несостоятельности, уже подписано, и в бюджете заложены соответствующие средства.


Что касается НПП “Национальная обувь”, то его могут спасти только два момента. Первый – это поиск инвестора, но это процесс достаточно длительный. Второй – это наличие оборотных средств. Если помочь ему с оборотными средствами, то и инвестора будет легче найти.


– Был звонок из Набережночелнинского СМУ-1 от Волошенко Юрия Федоровича. На базе Набережночелнинского СМУ-2 в рамках процедуры финансового оздоровления создано новое предприятие. Что нужно сделать для проведения аналогичных мероприятий в СМУ-1, куда для этого нужно обратиться?


– Тут два выхода. Первый – не откладывая идти в Комитет РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Второй – сидеть и ждать, пока до вашего предприятия дойдет очередь и начнутся соответствующие процедуры. Полагаю, что первый вариант предпочтительнее.


– А какова в этом случае будет судьба генерального директора?


– Если с инициативой по реструктуризации предприятия выступает нынешний руководитель, то это свидетельствует о том, что у него есть шанс сохранить свое кресло. Если этот человек обладает профессиональными качествами, которые позволяют вывести предприятие из кризиса, то мы готовы поддержать его кандидатуру. У нас есть примеры, когда генеральные директора предприятий инициировали процедуры финансового оздоровления и сохраняли свои посты после того, как мы проверили, что не они довели производство “до ручки”.


Однако в большинстве случаев с руководителями несостоятельных предприятий приходится расставаться. Во-первых, директор может быть хорошим человеком, но как менеджер безнадежно устарел. Во-вторых, мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда директор – грамотный специалист, но накануне прихода сотрудников комитета он предпринял ряд противоправных действий, например, по выводу активов в дочерние структуры. В этом случае мы без жалости и сожаления освобождаемся от таких руководителей, а материалы направляем в компетентные органы.


– В последнее время часто появляются публикации по программе управления недвижимостью – сервейингу. Возможно ли применение данного подхода для не использованных в производстве площадей промышленных предприятий? Этот вопрос задают директор ОАО “Челныгорстрой” Шакиров и директор Лениногорского приборного завода Монаков.


– Действительно, в Татарстане на предприятиях, где осуществляются процедуры финансового оздоровления, проводится политика системного управления недвижимостью. Иначе говоря – сервейинг. Площадкой, на которой осваивалась новая методика, стал бывший завод “Терминал”. Как вы знаете, вокруг этого предприятия было сломано немало копий, но время все расставило по своим местам. Теперь вновь созданное предприятие вышло из режима несостоятельности, число предпринимателей за последние два года там увеличилось вдвое. Сервейинг подразумевает наиболее эффективное и системное управление недвижимостью, исходя из спроса на нее.


Что касается Лениногорского приборного завода, то его если что-то и спасет, то только сервейинг. Этой же методикой придется воспользоваться и другим предприятиям, которые в отсутствие заказов не могут рационально использовать свои площади. Одновременно это будет и поддержкой малого и среднего бизнеса. Если исполнительный директор Лениногорского приборного завода задает подобный вопрос, то он мыслит в правильном направлении. И мы его поддержим.


– Вы очень часто говорите о финансовом оздоровлении промышленных предприятий. Но мы практически ничего не знаем о том, как будет проводиться эта работа на селе. Такой вопрос вам задает пенсионерка Кудимова.


– Вопрос понятен. Но я должен обратить ваше внимание на один момент. Прежде чем приступить к финансовому оздоровлению и реструктуризации промышленных предприятий, мы целый год нарабатывали подходы, потом в течение года приобретали опыт. И только через два года мы поставили эту работу, можно сказать, на поток. И что очень важно, общественность приняла наши подходы. Вспомните, какое было непонимание и неприятие нашей деятельности два года назад, я уже не говорю о более раннем периоде.


Что касается сельскохозяйственных предприятий, то тут процесс финансового оздоровления будет более сложным в силу понятных вам причин. И положение отрасли достаточно запущенное, и квалифицированных менеджеров там не хватает. Этой категорией предприятий мы начали заниматься всего несколько месяцев назад. Сейчас вырабатываем подходы. Мы работаем с десятком предприятий из различных подотраслей сельского хозяйства. Не буду скрывать, что действовать приходится методом проб и ошибок, поскольку подобного опыта в России и в Татарстане нет.


Чего мы добились за эти несколько месяцев? Кардинально изменилось мышление сотрудников Министерства сельского хозяйства и продовольствия, глав администраций. Сегодня нет противников финансового оздоровления. Все выступают за реформирование сельского хозяйства. В эти дни Минсельхозпрод совместно с сотрудниками Поволжского антикризисного института проводит мощнейшую акцию “кадровый аудит”. Она коснулась высших руководителей отрасли, включая заместителей министра, директоров холдингов. Это позволит министру сельского хозяйства получить ответ на вопрос, с кем идти в бой. Подведение итогов акции состоится в марте.


Я должен сказать, что со стороны Минсельхозпрода никогда не было противодействия нашей работе. Однако со стороны клерков, чиновников на местах мы встречали непонимание. Но сейчас, когда министр четко сформулировал свое понимание проблемы, абсолютно у всех изменился подход, а борьбу за финансовое оздоровление отрасли возглавил первый замминистра Саид Исрафилов.


– А руководители холдингов как относятся к вашей работе?


– Тут нет единого понимания. Дело в том, что ведь холдинги неоднородны. “Сахарный” концерн уже не имеет прежней власти над заводами. Там идет процесс финансового оздоровления, управляющие проводят свою политику. На некоторые заводы пришли банки, которые помогают им преодолеть кризис. Что касается холдингов, где сильна экономическая составляющая, то они предпринимают немало усилий, чтобы оздоровить предприятия своими силами, но с использованием инструментов комитета. Очень конструктивно в этом направлении работает “Татарстан сэте”. Можно по-разному оценивать принимаемые решения, но то, что предприятия не стоят на месте – это очевидно. Есть элементы понимания нашей работы в “Татсельхозтехнике”, из газет я узнал, что первые ростки понимания (я бы попросил сохранить мои формулировки) вроде бы наметились в “Татагропромстрое”. Правда, сам я в этом еще не убедился. Мы же стараемся себя вести как агрономы, которые выращивают новые культуры: не дай Бог, погибнут первые побеги. Надеюсь, что такие ростки появятся и в других холдингах.


Понемногу – обо всем…

– Налоговый инспектор Шамсиева интересуется, отслеживают ли сотрудники возглавляемого вами комитета финансовое состояние крупных, социально значимых предприятий республики. Какие предпринимаются меры, если оно ухудшается?


– Мы проводим мониторинг деятельности социально значимых предприятий республики. Список этот определен постановлением Кабинета Министров, в нем 250 предприятий. Если положение на каком-то из этих предприятий начинает соответствовать признакам финансовой несостоятельности, то мы начинаем разбираться: в чем тут проблема? То ли оно выпускает не пользующуюся спросом продукцию, то ли тут отсутствует грамотный менеджмент. В зависимости от причин принимаются и решения. Это могут быть процедуры финансового оздоровления, реструктуризация задолженности и так далее. Наибольшее беспокойство вызывают у нас предприятия военно-промышленного комплекса, в частности НПО имени Ленина, НПО “Свияга”, завод “Точмаш”. Ситуация тут более чем сложная. Мы уже два года пытаемся что-то сделать, но не все в наших силах. Развязывать этот узел придется Правительству Татарстана совместно с федеральными властями. Самостоятельно мы не можем принимать решения по этим производствам, поскольку они имеют мобилизационные мощности.


– Заканчивается срок реструктуризации долгов. Будет ли он продлен или теперь последует массовое банкротство? Это спрашивает заместитель генерального директора одного из казанских предприятий. К сожалению, он не стал называть свою фамилию.


– Решение о сроках реструктуризации было принято Правительством России. И я не могу предвидеть дальнейшие шаги федеральных властей. Однако напомню, что всем было объявлено, что эта реструктуризация – последняя. Так это или нет, время покажет. Не знаю, как в других регионах России, но в Татарстане были созданы все условия для того, чтобы предприятия вступили в этот процесс. Мы всеми возможными способами пытались объяснить: если заводы сегодня не входят в процесс реструктуризации, то завтра они становятся банкротами. Мы никого не обманывали.


– А много ли предприятий игнорировали возможность реструктуризации долгов?


– По нашим оценкам, около тысячи предприятий потенциально должны стать нашими клиентами. Напомним, что в прошлом году были приняты решения об инициировании процедур оздоровления в отношении 600 предприятий, из которых около ста – крупные. Согласитесь, много. Но население как-то не ощутило на себе того, что столько предприятий было введено в этот режим. На самом деле не так страшен черт, как его малюют. Наши процедуры – это отнюдь не ликвидация предприятия, не закрытие рабочих мест. Наоборот, коллективы многих предприятий увидели улучшение положения, рост зарплаты и рабочих мест. На многих предприятиях – наших подопечных задолженность по зарплате практически ликвидирована. Вы посмотрите, во время нашей “прямой связи” не было звонков от недовольных с этих производств. Это тоже своего рода показатель. Поэтому нас не нужно бояться. Где это поняли, там обращаются к нам за помощью.


– Когда выйдет в свет очередной том сборника “Формула финансового здоровья”? – интересуется студент КФЭИ. Фамилию мы не успели записать.


– Этот сборник стал в республике регулярным изданием. Причем его читают не только профессионалы, но и студенты. На встречах с учащимися мне часто приходится от них слышать: а какой проблеме будет посвящено очередное издание? Я знаю, что им советуют обращаться к нашему сборнику преподаватели. Те материалы, которые есть в этих книгах, в какой-то мере восполняют недостаток практического материала для проведения семинаров, для написания курсовых и дипломных работ. Через это издание студенты узнают и о работе комитета, и вообще о системе финансового оздоровления предприятий. Иногда приходят молодые люди в офис издательства и просят просто почитать эту книгу. Наверное, нужно найти возможность, и мы это сделаем, чтобы направить несколько экземпляров сборника в университетские библиотеки. Следующий том выйдет в марте, он будет посвящен сервейингу – системному управлению недвижимостью.


“Прямую связь” провела
Елена ТАРАН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще