Владимир ШВЕЦОВ: “Развитые страны выходили из депрессии за счет строительства дорог”

Полгода назад в республике было создано Министерство транспорта и дорожного хозяйства.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Полгода назад в республике было создано Министерство транспорта и дорожного хозяйства. Какие новые методы “лечения” застарелых болезней может предложить новое министерство, как оно будет заниматься их профилактикой, что нас, пассажиров и автолюбителей, ожидает в ближайшие годы? Наш корреспондент беседует с вице-премьером – министром транспорта и дорожного хозяйства Владимиром ШВЕЦОВЫМ.


– Перед нашим министерством стоят архисложные задачи,- начал нашу беседу Владимир Александрович. – Прежде всего, нужно выработать правила работы в республике и принять нормативные документы, которых сегодня просто не существует. Сегодня, вы не поверите, мы пользуемся нормативной базой, созданной еще в Советском Союзе. Она, мягко говоря, сильно устарела.


В то же время мы не можем принять в полном объеме необходимые документы, так как существует законодательство Российской Федерации, которое не позволяет нам проявлять излишнюю инициативу. Внутриведомственные акты мы можем готовить, но, вы сами понимаете, они действуют короткое время, что нам не очень подходит.


– Прежде существовал Дорожный фонд, понятно было, как туда попадали средства, более-менее ясно было, как эти средства использовались. Как теперь будут финансироваться дорожное строительство, ремонт дорог, их обслуживание?


– У нас, я честно скажу, будут возникать трудности с финансированием намеченных программ. Почему? Да потому, что основной налог – целевой сбор на пользователей дорог был снижен с двух с половиной до одного процента. Более сложная ситуация нас ожидает в 2003 году. Почему? Да потому, что с этого времени налоги на пользователей дорог теряют свое целевое назначение и финансирование будет идти из бюджета России. Но ввиду того, что дорожное строительство – отрасль материалоемкая, энергоемкая, требует больших капитальных вложений, то ее, скорее всего, будут финансировать по остаточному принципу. Любые катаклизмы в экономике, даже замедление темпов роста производства, приведут к сокращению финансирования по этим статьям.


Летом нынешнего года начнется подготовка бюджета на следующий год. Его авторы – Минфин, министерства и ведомства понимают, насколько этот процесс будет сложным. Наверное, поэтому Минтранс России и “Росавтодор” не поднимают вопроса увеличения финансирования дорожного строительства. А может быть, им дали понять, что не стоит будировать в общероссийском масштабе проблему дорожного строительства. Что они, в общем-то, и делают. Есть несколько депутатов в Госдуме России, которых действительно беспокоит положение дел в нашей отрасли, но их голоса практически не слышны. В итоге расходы на дорожное строительство и содержание дорог станут одной из статей бюджета, но от этого лучше не будет.


– А в нынешнем году республика на что может рассчитывать? Улучшится ли состояние дорог?


– В прошлом году мы имели запись в бюджете 1,756 миллиарда рублей, а освоили около четырех миллиардов рублей вложений. В нынешнем году на эти цели предусмотрено выделить 3,1 миллиарда рублей. Это почти на миллиард рублей меньше, чем мы освоили в прошлом году. Но выделенные суммы как бы позволяют дорожным организациям работать на уровне 2000 года. При этом я должен заметить, что снижение налога на пользователей дорог сказалось и на объемах строительства дорог. В 2000 году мы имели пророст автомобильных дорог – 701 километр, а в прошлом – только 424 километра. Согласитесь, тенденция не очень хорошая.


Более того, в Татарстане 43 процента населенных пунктов и 78 процентов центральных усадеб хозяйств не имеют дорог с твердым покрытием. Отсюда проблемы в экономике и, прежде всего, в аграрно-промышленном комплексе. Хотя по темпам роста дорог за последние пять лет Татарстан и является лидером в России. Тем не менее факт остается фактом: промышленно развитая республика в половине населенных пунктов не имеет дорог с твердым покрытием. Это тормозит развитие экономики. Не случайно ведь во многих странах реформы начинались именно с дорожного строительства.


– Какие объекты по вашему министерству являются основными на нынешний и предстоящие годы?


– Конечно, мостовой переход через Каму в районе Сорочьих Гор. Это объект номер один. Президент республики Минтимер Шаймиев поставил перед дорожниками и строителями задачу – в нынешнем году открыть проезд по мосту. В прошлом году мы договорились с Минфином России, что финансирование строительства будет вестись на паритетных началах, половина средств выделяет республика и столько же – федеральный центр. Скрепили документ подписями. А что получилось? Мы в своем бюджете запланировали на эти цели 850 миллионов рублей, а Россия – только 500 миллионов.


Таких объектов, как мостовой переход, если судить по масштабам капитальных вложений, в республике за последние годы не было. На строительстве Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода мы в прошлом году освоили 1,26 миллиарда рублей. И вы помните, как тяжело нам приходилось. На мостовом переходе мы должны освоить 1,35 миллиарда рублей. Прошло полтора месяца, а плановые темпы работ пока не набраны. Основная причина – недостаточное финансирование. Оно попросту еще не открыто, российских денег мы тоже пока не видели. По бюджету основную часть федеральных средств мы получим только в четвертом квартале, а это по традиции – декабрь. Что касается финансирования из республиканского бюджета, то только пару дней назад мы отдали строителям первые 50 миллионов рублей. Но мы понимаем, что основные работы нам придется выполнять в летнее время и что это строительство Татарстану придется вытягивать в основном за счет собственных ресурсов.


– Понятно, что мост через Каму – для вас задача номер один. Но дорожное хозяйство республики не ограничивается только этим объектом…


– На содержание автомобильных дорог средства нам выделены в полном объеме. Что касается ремонта дорог, то тут мы можем рассчитывать на финансирование на уровне 90 процентов от прошлого года. В то же время урезано финансирование реконструкции и строительства новых дорог. В 2001 году мы построили более 400 километров новых дорог, на нынешний запланировано только 165 километров. Надеемся, что республиканский бюджет по доходам будет перевыполнен, хотя бы ненамного, и мы сможем приблизиться к показателям 2001 года.


Для дорожного хозяйства Казани мы выделили порядка 197 миллионов рублей. Эти средства будут направлены на ремонт внутригородских дорог и на продолжение строительства дорог Казань – Залесный и на аэропорт. Последняя трасса должна быть завершена в 2005 году. Важный для нас объект – дорога Шали – Сорочьи Горы. В нынешнем году мы будем проводить работы на отрезке длиной 20 километров. В зависимости от того, как пойдет финансирование, мы будем планировать и сдачу этой дороги. Что касается региональных дорог, то мы продолжим строительство объездной дороги вокруг Зеленодольска и Волжска, вокруг Альметьевска, вокруг Мамадыша, районного центра Тюлячи (там есть очень опасный участок), и на подходе у нас работы в Сарманово. Нам нужно завершить реконструкцию на участке объездной дороги вокруг Набережных Челнов.


– Владимир Александрович, не могу не задать вопрос о дорогах в Казани. В прежние годы хотя бы в центре столицы дороги были в нормальном состоянии. Но сейчас чуть-чуть подтаяло, и даже там стало невозможно ездить. Такое впечатление, что состояние городских дорог ухудшается с каждым годом.


– В Казани уличная сеть дорог составляет 1700 километров. Представляете себе масштаб? Ежегодно необходимо ремонтировать как минимум 120 километров дорог. На это требуется около 400 миллионов рублей. Мы же можем выделить не более одной четвертой части от необходимого. Поэтому и возникают проблемы по содержанию и ремонту дорог.


Мы уже не говорим о внутриквартальных дорогах, на содержание которых денег практически нет. Их очистка от снега ведется только силами дворников. Сегодня из сорока машин-погрузчиков снега только двенадцать – в исправном состоянии. Поэтому проблемы и с содержанием, и с ремонтом дорог будут и дальше. По одной причине – недостаток финансирования.


– Я не могу не задать вам другой неприятный вопрос. Он связан с работой пассажирского транспорта, особенно в Казани. Сегодня перед большей частью населения не стоит проблема вовремя добраться до работы. Людей спасают коммерческие автобусы, которых в столице стало много, ходят они регулярно. Но коммерческий транспорт доступен не всем. Многие пользуются так называемыми социальными автобусами. А вот их приходится ждать долго, иногда, как сообщают наши читатели, и по сорок минут. В чем тут проблема? Ведь республика, как мы сообщали, закупила немало пассажирских автобусов.


– Есть такая беда. В чем тут дело? Пассажирский транспорт, в частности в Казани, пятьдесят процентов необходимых средств собирает за счет перевозок, а пятьдесят процентов получает в виде дотаций из бюджета. При этом сегодня существует 66 категорий льготников, плюс безбилетники. В принципе социальный транспорт перевозит именно эти категории населения. Получается так, что на “дешевых” автобусах 25-30 процентов пассажиров оплачивают проезд, остальные ездят бесплатно. В этой ситуации предприятия как бы включают “защитные” рычаги. Каким образом? Бюджеты разных уровней им недоплатили те средства, что были запланированы. Поэтому транспортники, уходя от дополнительных убытков, и говорят нам: вы нам, например, выдали 100 рублей дотаций, вот на эти деньги мы и перевезем население. Они же не фокусники. Бензин и запчасти никто бесплатно не дает. И денег нет. Значит, автобусы не выходят на линию. Отсюда и напряженная ситуация.


Как мы решаем эту проблему? Чтобы сохранить коммунальные транспортные предприятия, мы отдали им новые автобусы. Только в Казани появилось 105 автобусов, планируем передать еще 140 машин. А новые машины – это минимальные затраты на ремонт, что существенно снижает убытки. В то же время предприятия получили возможность зарабатывать средства за счет коммерческого транспорта и покрывать расходы на транспорт социальный.


Мы на днях провели семинар для работников транспорта и поняли: без научного подхода с транспортными проблемами не разобраться.


Интервью взяла

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще