В работе совещания по упорядочению торговли алкогольной продукцией в Набережных Челнах должен был принять участие министр финансов РТ Роберт Мусин, однако ему пришлось срочно выехать в Альметьевск в связи с очередным понижением цены нефти на внутреннем рынке до 1200 рублей за тонну. Как известно, 60 процентов бюджета Татарстана составляют доходы от продажи “черного золота”. Но и в отсутствие министра оно получилось достаточно представительным. Теневой оборот алкоголя мало того что ведет к финансовым потерям, но и подрывает здоровье населения. Об этом участникам совещания еще раз напомнил заместитель министра здравоохранения РТ Рустэм Сафиуллин.
Кроме “шинкарей”, в городской администрации собрались работники правоохранительных органов, руководители учебных заведений. Присутствие последних на совещании объяснялось тем, что сегодня бойкая торговля горячительными напитками идет прямо в институтах, учреждениях досуга. Недопустимо спаивать молодежь. Чудеса “сервиса” демонстрируют отдельные предприимчивые жители Мензелинского района, продавая водку по весьма льготной цене (15 рублей бутылка) любителям зимней рыбалки и с доставкой к местам подледного лова. Через какую дырку в заборе тамошнего ЛВЗ ее выносят? Или это “самопальное” зелье? Необходимо регулировать (желательно, конечно, экономическими методами) и легальный завоз водки из соседних регионов. Пока предприятиям торговли проще заказать “родимую” в Самаре, чем на оптовых базах “Татспиртпрома”.
Выступившая на совещании заместитель генерального директора “Татспиртпрома” Фердаус Кашина постаралась отбить прозвучавшую в адрес главка критику. Товарные кредиты надежным партнерам он предоставляет, но в ограниченном объеме. Самим оборотных средств не хватает. Что касается неучтенной продукции, идущей налево, то ни одного такого случая на ликеро-водочных заводах республики не зарегистрировано. Частники “согревают” рыбаков, корпящих над пробуренными во льду лунками, продукцией подпольных предприятий.
Не исключено, что это действительно так. Юг России по-прежнему является неиссякаемым источником фальсифицированной водки. В прошлом году, доложил начальник УВД города Дауфит Хамадишин, милиция пресекла деятельность 13 оптовиков, а “коробейников”, торгующих ею в розницу, в Челнах и Тукаевском районе ежемесячно задерживается около тридцати. К сожалению, либеральное законодательство лишает правоохранительные органы реальных рычагов воздействия на нарушителей. Например, в последнее время поднимают голову самогонщики, выявлены 22 домашние винокурни. Однако в проекте закона, который должен скоро выйти, для признания гражданина самогонщиком надо изъять у него 50 литров… не браги, а первача!
Теперь что касается казенной влаги. Судя по реакции зала, выступление представителя “Татспиртпрома” участников совещания не удовлетворило. Во-первых, ничего не было сказано о том, как главк собирается повышать качество своей продукции. Ведь в условиях рынка одного патриотизма покупателей недостаточно, чтобы иметь у них успех.
– Этикетки на бутылках отклеиваются, а нас потом налоговые инспекторы штрафуют, – слышались реплики.
– Какого завода? – попросила уточнить Ф.Кашина.
– Всех! – выдохнул зал.
Эмоции отчасти приглушило конструктивное выступление генерального директора торгового объединения “Боровецкое” Айдара Камалетдинова. Здесь ежемесячно реализуется 4000 декалитров водки, причем на 95 процентов – татарстанского производства. Так что руководитель сети магазинов имел полное моральное право высказать претензии поставщику. Почему, рассуждал он, мы не пользуемся услугами оптовых баз “Татспиртпрома”? Они отпускают продукцию только на условиях предоплаты. Проходит 2-3 дня, прежде чем перечисленные деньги оказываются на банковском счету главка. Приезжаем на склад, а водки, которую заказывали, уже нет. Поэтому вынуждены работать напрямую с ЛВЗ. Чем это плохо? При самовывозе мы не в состоянии разом послать машины на все заводы. Одну неделю направляем транспорт в Казань, другую – в Чистополь и т.д. Соответственно, о том, чтобы одновременно выставить на прилавках лучшие образцы татарстанских водок, можем лишь мечтать. Механизм конкуренции между ЛВЗ республики, по сути, заблокирован.
Водку, изготовленную за пределами республики, “Боровецкое” берет только с акцизных складов “Татспиртпрома”. Поэтому если она оказывается поддельной, то это претензии не к нам, продолжил А.Камалетдинов. Но есть и другая проблема. “Татспиртпром”, понятно, не заинтересован в реализации в городе “чужой” продукции, и в четвертом квартале прошлого года ряд предпринимателей скупили у него ее оптом. И в розницу она поступила с дополнительной накруткой на цену. Но это сомнительный способ повышения конкурентоспособности водки собственного производства. Пора подумать о бренде по-настоящему высококачественной татарстанской водки. Рекламой ее должна заниматься единая организация, а не каждый завод в отдельности.